Залог успешного обучения в школе

Почему падает успеваемость? 

Почему в средней школе резко падает успеваемость: многие отличники и хорошисты начальной школы плавно «перетекают» в троечники? Успеваемость во многом определяется скоростью чтения. Следовательно, кто мало и плохо читал в четвертом классе, наверняка будет хуже учиться а средней школе - объемы получаемых на уроках знаний и домашних заданий возрастают значительно!

Три причины нелюбви к книге 

Во-первых, детям всегда нравится то, что хорошо получается. Если читаешь медленно, любая книжица кажется непосильной, - становится скучно. Во-вторых, дети не чувствуют «вкуса» настоящей Книги, потому что им таковой еще не предложили. В-третьих, взрослое население страны, благополучно воспитанное на литературе, а не на видео и компьютерных играх, переоценивает роль видеоряда: дескать, все, потерянные они, наши дети. И сделать ничего не можем, и не виноваты мы - он сам пришел (этот негодник, компьютерный век).

Делайте выводы 

Как добиться оптимальной скорости чтения в домашних условиях? Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений: человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Чтобы помочь ребенку научиться читать быстрее, нужно читать с ним часто, но «маленькими порциями»: не полтора часа подряд, а 3-4 захода по 5 минут. Если ребенок не очень любит читать, то дома ему необходим режим щадящего чтения. То есть после прочтения одной-двух строчек чтец должен иметь кратковременный отдых. Автоматически так получается при просмотре диафильмов: ребенок читает одно-два предложения, соотнося прочитанное с увиденным в кадре. Но даже диафильмы надо читать поочередно: строчку - ребенок, строчку - вы. Попробуйте использовать «жужжащее» чтение, хотя эта методика больше подходит для коллективного чтения в классе. Все ученики одновременно читают вслух, но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. Каждый читает отведенный текст в своей книжке с индивидуальной скоростью: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренировка длится всего пять минут в течение урока, а эффект огромный! Чтение перед сном тоже дает хорошие результаты. Последние события дня обычно фиксируются эмоциональной памятью, и во сне человек находится под их впечатлением. Организм фиксирует хорошую скорость чтения, привыкает к ней. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий! Учи псалтырь на сон грядущий!» - то есть учи так, чтобы это стало последним событием уходящего дня.

Список литературы 

Неплохо иметь под рукой список обязательной литературы, какой до сих пор на лето выдают сознательные учителя уже после первого класса. Такой список составляется специалистами-литературоведами, он достаточно объемен, но позволит вам целенаправленно подходить к любому книжному прилавку.

Читать нужно хорошие книги 

Очень важно, какие именно книги попадают в руки наших детей, даже странно, почему родители так редко об этом задумываются. Еще Маршак говорил, что «плохая книга - это вред, причем вред двойной». Плохая книга прежде всего портит вкус и к тому же отнимает время у хорошей книжки! А привычка к хорошему или привычка к плохому останется у ребенка на многие годы. Поэтому нашего пристального родительского внимания требует «репертуар» детской литературы. Обсуждайте прочитанное Полезно обсуждать прочитанное: чему учит эта история? Это полезно не только для развития речи ребенка, во и для того, чтобы точно знать, что он правильно понимает смысл как отдельного предложения, так и всего рассказа.