📌 ОБСЛЕДОВАНИЕ НЕГОВОРЯЩЕГО РЕБЕНКА

Дата публикации: 22.04.2021 11:24:32

📌

Важнейший раздел обследования – состояние невербального интеллекта

❗

Исследование невербального интеллекта по А.Н. Корневу (для ребенка от 3 лет до 3 лет и 11 мес.)

1. Пирамидка из 4-5 колец.

2. Формочки-вкладыши малоконтрастные.

3. Матрешка 3-4-составная.

4. Вкладыши Монтессори, доски Сегена (9 фигур).

5. Разрезные картинки по образцу (3 части).

7. Срисовывание круга, креста.

8. Рисунок человека.

9. Модифицированная методика Г. Витцлака.

10. Группировка по цвету.

Тонкая моторика

1. Работа с мозаикой среднего калибра (5-6 мм).

2. Нанизывание 4-5 бусин диаметром 1 см на плотный шнур.

3. Элементарные навыки разрезания бумаги детскими ножницами.

❗

Исследование неречевых функций включает также:

1. ориентировку в окружающем пространстве. Показать «верх/низ», окно, дверь;

2. ориентировку на плоскости;

3. исследование праксиса позы при имитации движений;

4. способность к переключению движений (Повторить за взрослым по два движения.);

5. исследование праксиса позы, возможность дифференцированных движений пальцев, способности к переключению при выполнении проб на мелкую моторику;

6. исследование орального праксиса;

7. исследование конструктивного праксиса;

8. исследование сформированности операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности.

❗

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Способность к подражанию. Копировать жесты и мимику.

2. Использования коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай). Понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

3. Способность изображать и играть роль. - «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

‼

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева выделили несколько уровней понимания речи, которые могут быть выявлены у ребенка.

• Нулевой: ребенок не воспринимает речи окружающих.

• Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких, названия игрушек, часто используемых предметов.

• Номинативный: знает названия предметов (предметные картинки), но затрудняется назвать действия (сюжетные картинки). Не понимает вопросов косвенных падежей (чем? Кому?).

• Предикативный: знает названий многих действий, ориентируется в вопросах косвенных падежей, различает значения нескольких ранних в онтогенезе предлогов (положи на стол, в стол, около стола, под стол). Не различает грамматических форм слов.

• Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами

❗

I. Исследование понимания слов

1. «Покажи предмет». 2. «Покажи картинку».

❗

II. Понимание предложений, выполнение поручений

1. «Понимание просьб, вопросов с 1-2-3 действиями» (поставь цветок на подоконник, а машинку отдай маме).

2. Понимания вопросов косвенных падежей

❗

III. Понимание различных грамматических конструкций

1. Понимание конструкций с различными падежными формами.

2. Понимание предложных конструкций с предлогами в, на, под, над, перед, за, из, около.

3. Дифференциация единственного и множественного числа имени существительного.

4. Дифференциация глаголов с различными приставками.

5. Дифференциация уменьшительно–ласкательных суффиксов существительных.

6. Дифференциация мужского, женского и среднего рода прилагательных и существительных.

7. Дифференциация мужского и женского рода глаголов прошедшего времени.

8. Дифференциация единственного и множественного числа существительных и глаголов.

9. Понимание отношений между членами предложения.

❗

IV. Понимание связной речи

Понимание ребенком несложных текстов. С показом картинки вместо речевого ответа.