ДИСТАНЦИОННАЯ ЛОГОПЕДИЯ / ДО ДЕТЯМтематический медиаресурс для детей 5 - 7 лет с ОВЗАвтор: Оксана Панькова

Осень и её приметы

ЭТО ОСЕНЬ. ОСЕНЬ -  ВРЕМЯ ГОДА
Осенняя пора наступила в городе, в лесу, в парке ... 
 Осеннее время года длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Поэтому, осень бывает разная ...
С наступлением осени лиственные деревья становятся разноцветными, а хвойные стоят всегда зелёные  
В природе всё изменяется и осенние приметы замечают не только взрослые и дети,  но и насекомые, животные, птицы. Все готовятся к зиме ... 
Осень - красивая пора. Её часто рисуют художники в своих картинах

Задания для дошкольников


Назови 4 времени года. Найди осень. Объясни свой выбор

Назови 5 осенних примет по картинке

Что бывает только осенью? Только осенью ... 

Расскажи об осени по плану

Конструирование по схеме

Найди 6  отличий в осеннем лесу

И.СОКОЛОВ-МИКИТОВ. "ЛИСТОПАДНИЧЕК" И.СОКОЛОВ-МИКИТОВ. "ОСЕНЬ В ЛЕСУ"
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

          «Путешествие осеннего листочка»/ Ольга Карпенко

Жил да был, рос себе, рос на берёзке в лесу маленький зелёный листик со своими братьями листочками. Всё лето он радовался теплу, солнышку, купался под струями ласкового летнего дождика. Засыпал и просыпался под пение птичек, которые поселились в гнездышке на его берёзке.

Но однажды утром он проснулся от того, что очень замёрз. Он дрожал от холода. Оглянувшись вокруг, наш листочек увидел, что все его братья -листочки стали жёлтыми. Листочек посмотрел на себя - он тоже стал жёлтым. Почему так произошло? (ответы и дополнения детей)

И тут листочек услышал крики птиц:

-Осень, осень, наступила осень! Очень удивился листочек: «Что такое осень? И почему все деревья вокруг вдруг стали такие разноцветные?». Спросил об этом у своих братиков-листочков, но они тоже не знали, что такое осень. Посмотрел листочек в небо и увидел косяки птиц, летящих к югу. «Куда это они собрались?» - подумал листочек. Вдруг, налетел сильный и холодный ветер, листочек оторвался от ветки и полетел вслед за птицами.

-Куда вы, птицы? - прокричал он. -В тёплые края скоро здесь будет очень-очень холодно и нам нечего будет есть. Ведь все букашки спрятались от холода - ответили птицы.

-А что такое осень? - снова закричал листочек. Но птицы уже улетели далеко и ничего не ответили. Кружась над лесом, он увидел белочку. Она собирала грибочки и орешки. Потом, заметил ёжика, несущего на своих колючках яблочки. А когда, пролетев ещё немного, он увидел зайчика в серо-белой шубке и медведя, укладывавшегося в берлогу, то очень удивился: «Что это с ними со всеми происходит? Почему они так странно себя ведут?». А меж тем, ветер нёс и нёслисточек всё дальше и дальше от леса и родной берёзки. Он летел и видел внизу поля и сады, с которых люди собирали урожай овощей и фруктов.

Наконец, ветер стал ослабевать, и наш путешественник- листочек закружился над площадкой детского сада. Здесь гуляли ребятишки. Они увидели летящий листочек и радостно закричали: «Осень, осень к нам пришла!». Тогдалисточек решил спросить у детей, что же такое осень. (Ответы и дополнения детей)

Ребятишки наперебой рассказали, что осень - это такое время года, когда желтеют и опадают листья. Животные в лесу готовятся к наступлению зимы каждый по-своему: птицы улетают в тёплые страны, белка сушит грибы, накалывая их на сучки деревьев, собирает орехи; ёжик и медведь укладываются в берлоги и спят там до весны, а зайчик меняет свою серую шубку на белую - зимнюю. (Почему) Люди собирают овощи и фрукты (Какие? - ответы детей).

-А как же я? Я что же, совсем пропаду?- заплакал листочек. Но ребята его успокоили и показали букет из разноцветных осенних листьев. Они взяли в букет и наш листочек. А когда пришли в группу, наклеили все листочки на большой лист бумаги так, что получился яркий осенний коврик. А в серединке, на самом почётном месте, красовался наш берёзовый листик- путешественник. Ему было тепло и уютно у ребят в детском саду и совсем- совсем не страшно-он теперь знал ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ!

Овощи и фрукты

  1. "1,2, 3" - овощи (фрукты)  назови. Где растут овощи? (в огороде, на грядке, на даче). Где растут фрукты? (в саду, на даче). 
  2. "Подбери 3 слова" о фрукте-овоще, отвечая на вопрос взрослого. Например: лимон какой? - овальный, кислый, желтый, помидор - круглый, сочный, сладкий и т.д. 
  3. Чего много в огороде? В саду? - много овощей, фруктов, помидор, яблок и т.д.
  4.  "Назови ласково": огурец - огурчик, апельсин - апельсинчик, лимон-лимончик и т.д.
  5. Определи первый звук в названии овощей или фруктов.
  6. "Исправь ошибку": сладкая помидор, красные свекла, крупное лимон, кислое кабачок
  7. Скажи наоборот: фрукт (овощ) кислый - ...,  большой - ..., длинный - ..., чистый - ..., твердый - ..., гладкий - ... и т.д.
  8. Хлопай в ладоши и дели слова на слоги. Пример: о-гу-рец, три слога
  9. Что не так?: огурец, помидор, картофель это ягоды. Из лука варят вкусное варенье. Зимой мы сажаем картофель. На яблоне выросли груши.Апельсины и мандарины  - это овощи.
  10. "Какой сок?"

Насекомые

ЭТО НАСЕКОМЫЕ. Насекомыми питаются птицы, животные, жабы и лягушки,  и даже насекомые питаются насекомыми
Летом, когда тепло много разных насекомых. Но с наступлением холодов насекомые погибают, прячутся, зарываются в землю - исчезают. Назови времена года и расскажи, есть в этот время насекомые или нет 
Насекомые живут везде: в воде, в воздухе, в земле, в траве, на деревьях ... 

Есть необычные домики у насекомых: осы делают гнезда, муравьи строят муравейники, пчелы живут в ульях, пауки плетут паутину

Посмотри, как устроены пчела и бабочка. Расскажи о них по этому плану. Например: это пчела. Пчела - насекомое. У пчелы есть ....

Многие насекомые издают разные звуки: комар - пищит, кузнечик - стрекочет, шмель - жужжит. Какие насекомые издают такие же звуки?

Они могут быть опасны для человека. Подумай, в чём их опасность? 

Насекомые передвигаются по-разному: прыгают, летают, плавают, ползают. Расскажи, кто летает? прыгает? ползает?  

А изучает и исследует насекомых человек по профессии энтомолог

Задания для дошкольников

Найди насекомое. Объясни, как ты догадался?

Назови насекомых. Расскажи, кто смотрит влево? прямо? вправо?

Найди в ряду лишнюю картинку. Объясни свой выбор

Расскажи так же: комары-много комаров. Сосчитай, сколько (три комара)

Какие насекомые запутались на картинке?

Назови ласково: комар-комарик

Найди 6 отличий

Назови только насекомых

Запомни по порядку: пчела-шмель-оса. Чем они похожи?

Расскажи: насекомое - не насекомое?

Назови насекомое со звуком  С, Ж, Ч. Раздели на слоги хлопками  

Назови насекомых. Построй по схеме их палочек

"Добрый жук", Пальчиковая музыкальная игра /Елена MUSICWAY 
АУДИОСКАЗКА "В.СУТЕЕВ. ПОД ГРИБОМ"  
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ "БАБОЧКА"Мишка очень любил изучать мир вокруг себя. Он наблюдал за лягушатами, муравьями, жуками, гусеницами, ловил пауков, бабочек, да всех подряд. Ему было интересно, кто как ползает и чем питается, но он никогда и никого не жалел. Вся живность сидела у Мишки в коробочках, и мало кому, в конце концов, удавалось вырваться живым на свободу. Мишкина мама надеялась на то, что в один прекрасный день в ее сыне проснется чувство жалости. А пока Мишка таскал с ребятами котенка за хвост, стрелял из рогатки в ворон и ловил сачком кузнечиков. Однажды Мишка сидел на терраске и смотрел в окно. Тут он увидел на окне паутину. В патину попалась муха, а паук обматывал эту муху паутиной. На подоконнике валялось много дохлых мух. Мишка взял одну и положил на паутину. Паук был занят и сначала не заметил новой мухи. Тогда Мишка подул на паутину, и она задрожала, как будто это муха пытается вырваться. Паук обрадовался и побежал обматывать новую муху. Он-то не знал, что она дохлая. Мишке этот процесс очень понравился, и он сделал то же самое с еще одной мухой. Радостный паук побежал обматывать следующую муху. Потом подоспела третья муха, за ней четвертая и пятая. Паук метался от одной мухи к другой и всех заботливо обматывал паутинкой, как хлопотливая хозяюшка. Но от такого количества мух тонкая паутина порвалась и упала на подоконник вместе с пауком. - Ну и ладно, - махнул рукой Мишка. Тут он увидел, что на террасу залетела большая бабочка-шоколадница. Она стала биться в окно. Мишка поймал ее и сразу посадил в пластиковый стаканчик. А сверху накрыл крышкой с дырочками для воздуха. Бабочка стала биться своими крыльями, стаканчик был слишком мал для нее. Мишка немного поиграл с ней, а потом ему стало скучно, и он ушел играть с мальчишками. А бабочку оставил на окне. Вечером, когда мама пришла укладывать Мишку спать, она услышала, что на подоконнике что-то шуршит. Тут она увидела бабочку в стаканчике. - Долго она у тебя живет? – спросила мама. - Один день, - ответил Мишка. - Отпусти ее. - Не отпущу, зачем мне ее отпускать? – фыркнул Мишка. - А ты знаешь, что бабочки живут всего два дня? Если ты не отпустишь ее сегодня, завтра она умрет. - Ну, и пусть умрет, подумаешь. Это же всего лишь бабочка, - рассердился Мишка. Он схватил стаканчик, показывая, что он никому его не отдаст. - Ну, не будь таким жестоким. Я же знаю, что ты добрый мальчик. Эта бабочка тоже хочет жить, как ты и я, и она тоже хочет быть счастливой. Подари ей хотя бы один день свободы, пожалей ее. Посмотри, как она красива. Тут Мишка задумался. Он вдруг понял то, что никак не мог понять раньше. То, что все животные и насекомые, и птицы, и рыбы тоже живые, и им тоже бывает плохо или хорошо. Поняв все это, Мишка еще крепче сжал в руках стаканчик и замотал головой. Ему было стыдно и досадно. Когда мама ушла, Мишка еще долго стоял и думал. Потом он глубоко вздохнул, открыл крышку, и из стаканчика вылетела бабочка. Ее крылья были порваны, и она с трудом могла лететь. Бабочка летела неуклюже, чуть не падая, и Мишке казалось, что своими крыльями она шепчет ему «спасибо». Мишка еще долго смотрел вслед улетающей бабочке. У него в горле стоял ком от жалости. На следующее утро Мишка выпустил на свободу всех своих питомцев: двух лягушат, трех жуков-короедов и целое ведро гусениц. С тех пор Мишка больше не мучил животных и насекомых, а просто наблюдал за ними со стороны.Вопросы: За какими насекомыми наблюдал Мишка? Что он увидел на террасе? Кто прилетел ещё на террасу? Что понял Мишка? Как ты считаешь, правильно ли поступил Мишка?

Перелётные птицы

ЭТО ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ОСЕНЬЮ УЛЕТАЮТ В ТЁПЛЫЕ КРАЯ, А ВЕСНОЙ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Птицы бывают разные: насекомоядные - питаются насекомыми, водоплавающие - обитают в воде, лесные  - живут в лесах

Птицы живут в разных местах, поэтому пища у них разная: семена и плоды деревьев, семечки и орехи, рыба и лягушки, насекомые и хлебные крошки

Первыми осенью улетают насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы, потому что насекомые исчезают, рыбки и лягушки впадают в спячку, а вода замерзает и превращается в лёд

Птичья дорога далека и полна опасностей. Только самые сильные и выносливые добираются до тёплых краёв

Одни птицы летят стаями, другие косяком, третьи - клином

Назови перелётную птицу... Рассмотри её строение. Расскажи о птице по плану: это грач. Грач - перелётная птица. У грача есть ... 

Птицы живут в гнёздах и дуплах, в зарослях и кустах, на деревьях и крышах

Весной птицы строят гнезда и откладывают яйца. Потом появляются птенцы. К осени птенцы подрастут, окрепнут и птицы улетают снова в теплые края

Изучает птиц человек по профессии - орнитолог, а лечит - ветеринар

Задания для дошкольников

Назови перелётных птиц. Почему их так называют?

Найди 6 спрятавшихся птиц на деревьях

Найди в рамке лишнюю птицу. Объясни свой выбор 

Определи по картинке, какие птицы летят клином?

Сосчитай перелётных птиц (два аиста, один гусь, ...и т.д.)

Что перепутал художник этой картины?

Что сначала, что потом?

Назови перелётных птиц. Кто лишний в стае?

Конструирование птицы по схеме

Грибы - Ягоды

ЗАПОМНИ, СЛЕВА-ЯГОДЫ, СПРАВА-ГРИБЫ. ЭТО ДАРЫ ЛЕСА

Ягоды и грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые)

Много грибов растёт в лесах, реже на полянах и лугах. А ягоды растут на болотах, бахчах, приусадебных участках (на даче)

Ягоды и рибы полезны и нужны и людям, и птицам, и животным, и растениям, которые растут рядом с ними  

Грибы собирает грибник, а ягоды ягодник. Грибы срезают ножом, а ягоды срывают руками 

Посмотри, как устроен гриб боровик и ягода земляника. Расскажи по плану: это боровик. Боровик это гриб. У него есть ...

Самая большая ягода- это арбуз. Арбузы выращивают на специальных полях - бахчах (арбузная бахча)

Грибы солят, сушат, варят, маринуют. А так же готовят грибную икру, грибные котлеты, грибной суп, пекут пироги и делают много других вкусных блюд 

Ягоды сушат, варят, замораживают. А так же добавляют во многие напитки и десерты.  Из ягод готовят вкусное варенье, джем, повидло 

Чтобы человеку не заблудиться в лесу нужны компас или карта местности

В лесу работает лесник и егерь. Лесник следит за растительным миром, а егерь - за животным миром

Задания для дошкольников

Что слева, а что справа? 

Какие грибы танцуют на полянке?

Скажи наоборот

Что не подходит? Объясни свой выбор

Найди 5 отличий

Чтобы не заблудиться в лесу, что нужно человеку? Объясни свой выбор

Что сначала, что потом?

Построй грибы разные по форме

Прочитай текст

"Будем мы варить компот", Пальчиковая музыкальная разминка / Елена MUSICWAY 

АУДИОСКАЗКА "ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ" 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

ХРАБРЫЙ ОПЁНОК / Е. ШИМ

Много по осени грибов уродилось. Да какие красивые - один другого краше! Под тёмными ёлками деды-Боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-Подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-Маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы-Сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи! И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб - Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова не покрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы - и ну смеяться:
- Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось пригожусь ещё грибникам. Но только нет, не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов-Боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холодней становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночью студёная роса на мох ложится. И от этой студёной росы сошли деды-Боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него и тонкая да лёгкая - взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт. А грибники ходят в перелесках, собирают отцов-Подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят. Ещё холодней стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда. И от этих злых дождей сошли отцы-Подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев-Маслят и сестриц-Сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы-Маслята и сестрицы-Сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт. На непокрытую голову Опёнка снежная крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного гриба не могут найти. Увидали Опёнка, да так-то обрадовались. - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался! Вот и дождался!

Домашние животные

ЭТО ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. Домашними считаются животные, которые разводит человек для своих для получения продуктов питания, шкур, а так как транспортное средство
Давным-давно многие домашние животные были дикими. Это человек их одомашнил и приручил. С тех пор они живут рядом с человеком и он заботится о них
Все домашние животные приносят пользу человеку... Кошка ловит мышей, овца даёт шерсть, корова и коза дают молоко, собака сторожит и охраняет.... Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему?
У всех домашних животных есть семья, в которой есть папа, мама и детёныш 
Фермер (хозяин) не только кормит своих животных, но и строит им жилища
Общаются животные между собой звуками
Заботится о животных фермер, а лечит ветеринар

Задания для дошкольников


Назови всех  одним словом. Кто это? Почему их так называют? Какими они были раньше? Кто их сделал домашними? Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему?

4 лишний. Объясни свой выбор

Кто из домашних животных спрятался?

Назови детёнышей домашних животных (это козлёнок, козлёнок у козы)

Найди 5 отличий

Кто чем питается? или Для кого угощение?

Сосчитай котят в лукошках

Собери изображения по схеме

АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР. ДЕРЕВНЯ" 

АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ" 

АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР, ТЕЛЁНОК" 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 

ЛОШАДИ

  Лошади - это большие, но добрые животные, которые живут рядом с человеком уже много-много лет. Они помогали людям в работе, а сейчас часто становятся нашими друзьями. Давным-давно лошади жили совсем не так, как те, которых мы видим сейчас. С течением времени лошади стали быстрее бегать и лучше есть траву. Их ноги становились длиннее, а лишние пальчики на ногах пропадали. Теперь у лошадей длинные, красивые ноги и они стоят на одном большом пальце, который мы называем копытом.

Вы когда-нибудь видели маленькую пони или огромную рысистую лошадь? Существует много разных пород лошадей, и каждая из них особенная! 

Лошади обожают пастись на зеленых лугах и бегать по полям. Они также могут участвовать в скачках или просто катать детей на своей спине. У лошадей особенные зубы: они похожи на зубы у кроликов, потому что растут всю их жизнь. Это помогает им хорошо жевать траву. 

У лошадей свой язык! Они выражают свои чувства, фыркая или двигая ушами и хвостом. Если лошадь подняла уши вверх — это может значить, что она слышит или видит что-то интересное. Ухаживать за лошадью — это большая ответственность. Им нужно много еды, воды и ухода. Лошадей нужно регулярно чистить, а также проверять их здоровье у ветеринара. Лошади — это не только красивые, но и очень умные животные, которые могут стать настоящими друзьями для каждого ребенка!

Лесные животные

ЭТО ЛЕСНЫЕ ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Они обитают в лесах, обладают своими повадками, сами себе находят еду и жилище
У всех животных есть семья, которые называются по-разному (лисья, медвежья, ...)

Посмотри, какая  разнообразная пища у лесных животных ... Кто чем питается?

Многие звери умеют рыться в земле и устраивают себе так жилище, другие строят, третьи находят пустые домики и устраивают там себе дом

Рассмотри, как устроены лесные животные на примере лисы

В лесу много опасных животных.  У медведя самые опасные пасть и лапы, у волка- пасть, у лося и оленя - рога, а у кабана - клыки

Зимой на снегу звери оставляют свои следы, которые изучает лесник и егерь

Следит за животными в лесу егерь, а лечит ветеринар

Задания для дошкольников

Каких лесных животных видишь на картинке? Что их объединяет? Я вижу ...

Кто спрятался за кустом? Как ты догадался?

4 лишний. Объясни свой выбор

Чьи детеныши? 

Найди 10 отличий

Сосчитай животных

Лесник в лесу встретил следы волка, лося, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, где чьи следы

Кто не подходит? Почему?

Сколько зайцев спряталось от волка?

Собери изображения по схеме


ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ 

ЛИСЬИ ПОВАДКИИ в детстве, и взрослым человеком я наблю­дал не раз за выводком лисят, и меня всегда поражало то, как лиса-мать ухитряется коман­довать своей детворой, не издавая ни звука, и как они понимают и слушаются ее. Этот немой язык — одна из самых инте­ресных вещей, какие можно подсмотреть у лесных обитателей. Целыми часами просиживал я, бывало, у лисьей норы, но ни разу не слыхал, чтобы хоть одна лисица заворчала или тявкнула у норы. Голосом они будут разговаривать позже — когда лисята начнут охотиться сами. Вот тогда можно слышать тревожное тявканье ма­тери или нетерпеливый визг лисят. Это значит, что они разошлись по лесу и не видят друг друга. Но пока они живут в норе, там всегда тихо.И это не только у лисиц — ни одно дикое животное не подаст голоса около своего жилья, чтобы не выдать его врагам. Но в этой полной тишине они все-таки «разговаривают» и очень хорошо понимают друг друга. Часами скачут и играют малыши на сол­нышке. Вот один припал к земле, крадется, выслеживает воображаемую мышь или настоя­щего кузнечика. Другие затеяли драку, но в шутку, не всерьез, или гоняются друг за другом. А мать лежит в сторонке. Она выбирает себе такое местечко, откуда ей хорошо видно и разыгравшихся ребят, и всю округу. Она лежит молча, не шевелясь, — лежит и наблюдает. Вот один лисенок, ра­зыгравшись, отбежал от норы дальше, чем полагается. Мать подняла голову и присталь­но смотрит на него. Лисенок сразу остановил­ся как вкопанный, точно она окликнула его. Оглянулся, поймал ее взгляд и бежит к ней, как пес на свист хозяина. Это не случайность. Я наблюдал это не раз, не два, а постоянно и у многих лисьих вывод­ков. Вот тени растут все длинней и длинней. На­ступает вечер. Пора матери идти ловить мы­шей на дальнем лугу. Она неторопливо встает. Сразу игра прекращается. Лисята собра­лись вокруг матери... Они подняли к ней мор­дочки. Она наклонила к ним большую голову. Лисята стоят молча, неподвижно и внима­тельно смотрят на мать. Кажется, что она го­ворит им, а они ее слушают. Это длится не­сколько секунд. Потом — ни звука, никакого предупрежде­ния, но лисята все разом убегают в нору, а мать, не оглядываясь, без шума ныряет в гу­стеющую тень леса. У входа в нору появляется маленькая мор­дочка. Ноздри лисенка шевелятся, глазами он провожает мать... Она уже далеко, она сколь­зит легко и беззвучно, как тень. Вот тень растаяла среди других теней. Мор­дочка исчезает. Все тихо и пустынно на скло­не холма, где лисица вырыла себе нору. Вы можете идти домой. Лисица иной раз проохотится много часов подряд, но ни один лисенок не высунет носа из норы, пока она не вернется и не позовет лисят без звука. 

Зима и её приметы

ЗИМА - ЧУДЕСНОЕ ВОЛШЕБНОЕ ВРЕМЯ ГОДА, НО САМОЕ ХОЛОДНОЕ

Всё вокруг покрыто снегом. В снегу дома, дороги, деревья, фонари, скамейки ...
Декабрь, январь, февраль - зимние месяцы. Декабрь пройдёт, мы встречаем Новый год. Январь первым идёт, с чего начнётся новый год. В феврале по ночам мороз силён, днём капели слышен звон  
Только зимой бывают снег, метель, мороз, снегопад, сосульки, лёд на дорогах, праздник Новый год, на окнах морозные узоры, летают зимующие птицы, люди носят зимнюю одежду и обувь,  медведь залёг в берлогу  - это зимние приметы
Зимой у детей много забав и развлечений. Можно кататься на санках, коньках, снегокате, лепить снеговиков, строить снежную башню, играть в снежки и просто валяться в снегу
В городе зимующим птицам холодно и голодно зимой, поэтому их нужно подкармливать
А егерь/лесник в лесу подкармливает диких животных
В сильный зимний мороз животных греет теплая шубка из шерсти и меха
Белка и заяц меняют свои шубки летние на зимние, разные по цвету
Художники рисуют зиму в своих картинах, писатели рассказывают в своих рассказах, фотографы фотографируют, скульпторы создают ледяные фигуры, а дворник убирает снег

Задания для дошкольников

 Наступила зима. Что сначала, а что потом?
 Объясни значение изображений - зимних примет
 Что бывает зимнее? 
 Назови зимние слова ласково (горка, снеговик, сосулька, снегирь, снег, снежинка, санки, льдина)
 Кто спрятался в зимнем лесу? Кого видишь?
 Отгадай зимние слова со словом снег 
Чего не бывает зимой? Найди ошибки художника
Какой? Какая? - подбери по 3 слова к каждому изображению, отвечая на вопрос
Найди  6 отличий
Конструирование по схеме

"Зима" , пальчиковая музыкальная игра /Елена MUSICWAY/ 

АУДИОСКАЗКА. А. ЛУКЬЯНОВА "ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ" 

АУДИОСКАЗКА "ДВА МОРОЗА" 

АУДИОСКАЗКА "ЧУДИЩЕ-СНЕЖИЩЕ" 

АУДИОСКАЗКА "ДЕД МОРОЗ И ЛЕТО" 

АУДИОСКАЗКА "МОРОЗКО" 

АУДИОСКАЗКА "ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ" 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ\ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ:

Пришла зима /И.Соколов-Микитов

Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег — пришла зима. Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья — ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди радовались зиме: такой чистый зимний свет светил в окно. По первой пороше охотники пошли на охоту. И целыми днями слышался по лесу заливистый лай собак. Протянулся через дорогу и скрылся в ельнике заячий разгонистый след. Лисий след, лапка за лапкой, вьётся вдоль дороги. Белка перебежала дорогу и, махнув пушистым хвостом, прыгнула на ёлку. На вершинах ёлок тёмно-лиловые шишки. Прыгают по шишкам клесты. Внизу, на рябине, рассыпались грудастые краснозобые снегири. Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.

В берлоге / К.Ушинский

Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи. Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё. Тепло и уютно в медвежьих берлогах. Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят. Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата. Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу. Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна? Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес — и опять до весны на боковую.

Зимующие птицы

ЭТО ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ - ЖИВУТ В РОДНОМ КРАЮ КРУГЛЫЙ ГОД
С наступлением морозов птицам холодно и голодно зимой, поэтому люди делают кормушки, которые бывают разные по форме и материалу (бумажные, деревянные, стеклянные, пластмассовые ...) 
Если  начали заботится о зимующих птицах, продолжайте подкормку до конца зимы и соблюдайте правила их развешивания
Чтобы подкармливать зимующих птиц нужно соблюдать птичье меню
В птичьем меню не должно быть вредных продуктов
Птицы к зиме изменяются, тёплым пухом и оперением утепляются. В мороз птицы тепло сохраняют, нахохлившись мороз пережидают. Это значит, что зимнее оперение у птиц более тёплое, густое  и длинное. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мёрзнут они!
У птиц много общего. Это снегирь - зимующая птица. У снегиря есть ... 
Существуют такие профессии людей, которые работают с птицами. Например, изучает и наблюдает за птицами - орнитолог, лечит - ветеринар, любит фотографировать - фотограф, а рисует - художник

Задания для дошкольников

Кто у кормушки?  Почему этих птиц называют зимующие?  
Сосчитай, сколько птиц Ваня увидел около кормушки
Кто как подаёт голос?
Отгадай загадки
Скажи наоборот
Найди отличия
Конструирование птицы по схеме
Аудиосказка. Клёст и дятел / Н.СладковАудиосказка. Как клесты заставили белок по снегу прыгать / Н. Сладков 
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ«Не видевши, не поверишь»  / Н. ПлавильщиковОт мороза деревья трещат, а на елке — гнездо, а в гнезде птичка сидит и яички греет. Эта храбрая птица — клест. Все птицы вьют гнезда весной. У клестов свои порядки. Они выводят птенцов, когда много еды. Зима, весна, лето — им все равно. Было бы сытно. Клестовая еда — семена из еловых и сосновых шишек. Шишки висят на дереве весь год. Клестам хватит еды и зимой, есть чем прокормить птенцов. В гнезде тепло. Клестиха не улетает из гнезда, корм ей приносит самец. Выведутся птенчики, и тогда мать сидит в гнезде, греет голых птенцов, да и сама от них греется. Где много шишек, там много и клестов. Мало шишек — нет и клестов, им нечего делать в таком лесу: еды нет. Носы у клестов особенные — крестиком. Таким носом очень удобно выковыривать семена из шишек. Хочешь увидеть клеста — ищи его в еловом лесу. Да не понизу смотри, а гляди на верхушки елок. Увидишь — там высоко-высоко, возле шишек, птицы по веткам лазают, возле шишек, птицы по веткам лазают, вниз головой висят — вот они, клесты! А прислушаешься — услышишь: «кле-кле-кле». Это клесты перекликаются.«Снегирь» / Ю. ДмитриевТы знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы. Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Снегири — птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.
Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере — на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю… жю… жю…— мы прибыли!» Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.
«Чем дятел зимой кормится» / В.Скребицкий и В. ЧаплинаЖивет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел. Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в расщелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в расщелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.  «Стая птиц под снегом» / В. БианкиСкакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался и в снег по самые уши. И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось — целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют — и опять в снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

Одежда, обувь, головные уборы

ОДЕЖДА, ОБУВЬ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЭТО ТО, ЧТО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ 
Одежда у человека появились давно, но не всегда была такая, как сегодня ... Ещё древние первобытные люди научились делать одежду из шкуры убитых на охоте диких животных мамонта или медведя, которая была очень тёплой
Шкуру обрабатывали острыми камнями, а скрепляли острыми костями убитого зверя. Позднее стали сшивать иглами, сделанными из костей. Одежду древние люди украшали бусами, цветными камушками, морскими ракушками. Такую работу выполняли обычно женщины  
Люди жившие раньше и живущие сейчас в лесах  делают одежду из больших листьев деревьев или травы, которые закрепляют вокруг талии
Обувь древних первобытных людей была из шкуры убитых животных и соломы, а на Руси люди делали обувь из коры деревьев - лапти, обёртывали ноги полотном  и обували лапти - онучи
В настоящее время одежду, обувь и головные уборы делают на специальных фабриках: "Фабрика одежды",  "Фабрика обуви" и "Фабрика головных уборов"
Чтобы появилась одежда или головной убор - люди многих профессий работают на таких фабриках, производстве. Сначала дизайнер разрабатывает новую коллекцию и подбирает материал, швея - шьёт. Готовые изделия поступают в магазин, где их продаёт продавец
Если требуется ремонт одежды - поможет швея, которая работает в швейной мастерской
Для работы в швейной мастерской специалисту необходимо много инструментов
Чтобы появилась обувь так же, люди многих профессий занимаются её изготовлением и продажей. Сначала дизайнер обуви разрабатывает новую коллекцию обуви и подбирает материал, обувщик - изготавливает. Готовая обувь поступает в магазин, где её продаёт продавец
Если требуется ремонт обуви - поможет сапожник, который работает в сапожной мастерской
Для работы в мастерской  сапожнику необходимо много разных инструментов 
Одежда, обувь и головные уборы разные по предназначению: для мужчин, женщин и детей
Обувь делают из разных материалов ...
Запомни!

Задания для дошкольников

Что видишь в шкафу? Посчитай, сколько чего?
Найди лишнюю картинку в каждом ряду? Объясни свой выбор
Что есть у рубашки?
Скажи наоборот
Все изделия сделаны из разных материалов и называются по разному...
Из чего состоит ботинок? Чего нет у ботинка?
Тут такая путаница! Что видишь на картинке?
Найди отличия
Конструирование по схеме
«Новое платье»  / Г. Н. СоломатинаТаня просила маму купить новое платье для куклы Оли.— Мама, нам надо идти в гости, а у Оли нет платья нарядного. Старшая сестренка Тани Маша, она уже училась в школе, сказала:— Не канючь, давай мы ей сами новое платье сошьем!— А как? — спросила Таня.Маша нарисовала эскиз платья. Тане понравилось. Потом Маша попросила у мамы ткань на платье. Мама дала лоскутки и сантиметровую ленту. Чтобы платье кукле было впору, Маша сделала выкройку. Затем она положила выкройку на ткань, обвела мелком. Таня аккуратно вырезала по контуру.— Дальше что? — нетерпеливо спрашивала Таня.— А дальше мы будем сметывать, — ответила Маша. — Вдевай нитку в иголку.Таня старательно пыталась попасть в ушко, но у нее ничего не получалось. Маша пришла на помощь.Девочки шили платье целый день. И к вечеру было готово новое платье: голубое под цвет глаз куклы, с кружевной оборкой.Таня нарядила куклу. Глаза сияли и у куклы, и у Тани. Сказка о непослушой одежде /Пётр ВаксРодители часто говорили сыну:– Митя, вешай одежду на место, не разбрасывай по углам и диванам.Но он все равно разбрасывал, потому что придешь с улицы – а дома жарко. И потом, надо же скорее во что-нибудь поиграть! Поэтому куртку мальчик бросал на стоящий в коридоре велосипед, ботинки оставлял посреди коридора, штаны – на тумбочке, рубашку – на кресле.– Я не успеваю! – отвечал Митя. – Я потом положу на место.Но забывал.Тогда одежда обиделась на неаккуратного мальчика. И однажды, когда он собрался на улицу, одеться у него не получилось. Рубашка не захотела заправляться в штаны, у штанов не застегивалась молния, у ботинок оказались такие узлы на шнурках, что их невозможно было развязать. А куртка вообще заявила:– Я грязная, меня твой велосипед запачкал. В таком виде я отказываюсь выходить во двор и показываться людям!Застегнулась на все кнопочки и гордо замолчала.Митя растерялся.– Да я же просто не успеваю...– Рассказывай это маме с папой, – хмыкнули рубашка, штаны и ботинки. – Мы знаем: тебе просто все равно. Для тебя неважно, как мы с тобой выглядим.– Мне важно, очень важно! – пролепетал мальчик, которому очень хотелось выйти во двор, пока погода хорошая. – Я больше не буду. То есть, я буду все делать правильно, честное слово!Что ж, одежда согласилась поверить и снова стала послушной. Родители удивлялись, почему сын сделался таким аккуратным: вешает одежду на плечики в шкаф и даже ботинки протирает... А все дело в том, что если уж ты дал честное слово – надо его держать.

Мебель

  1. 1,2, 3 - мебель в комнате назови ... Где живет мебель? (в доме, комнате, квартире).
  2. Перечисли мебель в комнате по порядку, слева направо ...
  3. Назови мебель ласково. Пример: стол-столик и т.д.
  4. Один - много. Пример: шкаф - шкафы - много шкафов.
  5. Скажи наоборот. Пример:  шкаф большой - маленький, полка высоко ...(низко), стул мягкий ...(твердый), стол высокий ...(низкий), кровать широкая ...(узкая). 
  6. Какая мебель, если ее сделали из дерева: стол деревянный, а полка ...и т.д. 
  7. Найди мебель о которой можно сказать "мой" ....(мой шкаф, стол, стул), "моя" ......(моя полка, кровать, тумбочка)
  8. Найди мебель, в названии которой есть звук [А]. 
  9. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши. Пример: стол, один слог и т.д.. 
  10. Найди в комнате 5 отличий:

Посуда

  1. Чайник, половник, чашка, нож - одним словом это  ... Где живет посуда?  (на кухне, в кухонном шкафу).
  2. 1,2, 3 посуду на кухне справа налево назови ...
  3. "Угадай посуду". Я начну, а ты продолжи  ви.. (вилка), та...(тарелка), ча...(чайник), ло...(ложка), ска...(скалка), блю...(блюдце), но...(нож) и т.д.
  4. Назови посуду ласково. Пример: вилка-вилочка и т.д.
  5. Какая посуда, если ее сделали из металла - металлическая, стекла...,  пластика ..., железа..., пластмассы ..... Значит ложка - металлическая, кастрюля ....и т.д. 
  6. Один - много. Пример: ложка - ложки - много ложек.
  7. Скажи наоборот. Пример:  тарелка большая...(маленькая), мелкая ...(глубокая), легкая ...(тяжелая), чистая ...(грязная), старая ...(новая). 
  8. Найди посуду о которой можно сказать "мой" ....(мой чайник), "моя" ......(моя тарелка) и т.д.
  9. Назови 3 предмета посуды, которые могут упасть и разбиться - это ...
  10. Назови посуду, которая начинается на звук [Ч]...,    [Т]...
  11. Найди на кухне 5 отличий:

Транспорт

  1. Автобус, троллейбус, такси, корабль - одним словом это ....(транспорт)
  2. Зачем человеку нужен транспорт? ( перевозить людей и грузы)
  3. Один - много - ласково. Пример: вертолет-вертолеты - вертолетик.
  4. Виды транспорта по месту передвижения: по воде - ...(водный), на земле- ..(наземный), по воздуху - ...(воздушный), под землей - ... (подземный). 
  5.  Угадай транспорт, который начинается вот так:  ве ...(ртолёт),  ав ...(томобиль), по ...(езд), тра ...(мвай), гру ..(зовик), тро ...(лейбус), са ...(молет).
  6.  Найди транспорт,который начинается на звук П...., А...., С...
  7. Назови транспорт, который  находится над поездом...(самолет), справа от автомобиля...(пароход), слева от автомобиля...(автобус), между трамваем и троллейбусом (грузовик).
  8.   Что лишнее, объясни: самолет-вертолет-пилот, автобус-грузовик-пароход.
  9. Повтори, назови самое маленькое слово:  самолет-поезд - автобус-пароход
  10. Найди лишнюю картинку, объясни свой выбор:

Профессии на транспорте

  1. Назови профессии на картинке: я вижу летчика, ....
  2. Летчик, капитан, машинист, водитель, космонавт -  одним словом это ....(профессии)
  3. Расскажи, кто чем управляет:  капитан управляет кораблём, пароходом, яхтой. Машинист ....... , летчик..., водитель ...., космонавт ...
  4. Определи первый звук в названии профессий.
  5.  Доскажи профессию: ма...(машинист), ко ....(космонавт), ка ...(капитан), лё...(летчик), шо...(шофер), пи...(пилот), во... (водитель)
  6. Определи последний звук в названии профессий.
  7.  Кто плывет? летает? мчится? едет? сигналит? 
  8. Кому нужен руль? (руль нужен шоферу), штурвал? (штурвал нужен пилоту,капитану), позорная труба? (труба нужна капитану), скафандр? (скафандр нужен космонавту)
  9. Раздели профессии на слоги, хлопая в ладоши. Пример: пи-лот, два слога
  10. Один-много. Пример: пилот - пилоты - много пилотов

Профессии  в  детском саду

  1. Профессии  в детском саду: заведующая, логопед, воспитатель, доктор и медсестра, повар, плотник, дворник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.
  2. Кто что делает? Заведующая - руководит д\с, логопед - учит говорить, доктор - лечит, повар - готовит еду, дворник - подметает двор, плотник -  чинит мебель, музыкальный руководитель - учит музыке, физ. инструктор - учит физкультуре.
  3. Определи первый звук в названии профессий
  4.  Доскажи профессию: во...(воспитатель), по ....(повар), ло ...(логопед), до...(доктор), дво...(дворник), пло...(плотник).
  5. Определи последний звук в названии профессий.
  6.  Кто готовит? лечит? чинит? учит? руководит? 
  7. Кому нужна  посуда?  - посуда нужна повару (лекарство, мяч, музыка, сказки, вертушка, молоток, метла, ветерок, бинт, компьютер).
  8. Раздели профессии на слоги, хлопая в ладоши. Пример: по-вар, два слога.
  9. Один-много. Пример: воспитатель - воспитатели - много воспитателей.
  10. Чего много в детском саду? -  много детей (игрушки, кровать, стол, стул, группы, книга)

Профессии. Швея

  1. Кто такая швея, портниха? (Швея - профессия человека. Швея работает на швейной фабрике, шьёт одежду или работает в ателье по ремонту одежды)
  2.  Что нужно швее для работы? Инструменты. (Швее для работы нужны: ножницы, утюг, замки, манекен, иголки, катушки, нитки, булавки, пуговицы, метр, швейная машинка).
  3. Инструменты швеи. Определи первый звук в слове.
  4. Чем пользуется швея? (ниткой, иголкой, манекеном и т.д.)
  5. Чего не хватает швее? (ниток, иголок, манекена и т.д.).
  6. О чём мечтает швея? (о новых нитках, иголках, манекене и т.д.).
  7. Чего много у швеи? (у швеи много ниток, иголок, манекенов и т.д.).
  8. Скажи наоборот: манекен маленький-большой, старый..., высокий..., грязный..., широкий..., хороший..., белый...
  9. Что делает швея на работе? (шьет , режет, измеряет, пришивает, отрезает, снимает мерки, подшивает, нашивает, ремонтирует)
  10. Расскажи о швее. Швея - профессия человека. Она шьет и ремонтирует одежду. Работает швея в ателье, в швейной мастерской или на швейной фабрике. Для работы ей нужны ...

Военные профессии и техника

Весна и её приметы

  1. Зима, весна, лето осень - одним словом это  ... (времена года). Сколько всего времен года? Назови время года на картинке  - это  ...(весна). Назови время года до вены ...(зима), а после весны наступит ...(лето).
  2. Расскажи о весне. Повторяй за мной предложения по её приметам: Наступила весна. Солнце светит ярче, сильнее. На земле появляются проталины.  С крыш капают сосульки. Начинается капель. На дорогах лужи. Побежали ручейки. На реках тает лед. На деревьях набухают почки. На проталинах распускаются цветы - подснежники. Возвращаются перелетные птицы.Рады весне животные. Появляются насекомые. Весной люди ухаживают за деревьями.
  3. Перечисли весенние приметы: капает капель, появляются подснежники, набухают почки, распускаются зеленые листочки, на рогах лужи и ручьи, тает лед, прилет птиц, просыпаются животные и насекомые и т.д..
  4. Всё весной бывает "весеннее". Погода какая?  - весенняя погода (ветер, небо, дождь, небо, деревья, одежда, обувь, листья, погода)
  5. Ответь на вопросы взрослого так же. Взрослый: Почему растаял снеговик? Ребенок: Потому что наступила весна. Взрослый: Почему на деревьях набухли почки? Ребенок: Потому что наступила весна -  и т.д.
  6. Один - много. Поиграем с весенними приметами: цветок весенний, а цветы весенние (ветер, дождь, дерево, шапка, сапог, лист).
  7. Скажи наоборот. Погода весной тёплая ...(холодная), зонт мокрый  ...(сухой), небо темное ... (светлое), дождь громкий ...(тихий), день длинный  ...(короткий), цветов мало..(много). 
  8. Назови ласково:  солнце - солнышко (ветер, дождь, сапоги, трава, погода, дерево).
  9. Запомни. Вестник весны - перелетная птица скворец. Ласково - скворушка. Дом скворца - скворечник. У скворца и скворчихи весной появляются скворчата или скворчонок.  
  10. Конструирование и счет: "Перелетная птица"

Комнатные растения

  1. Назови и запомни названия комнатных растений (цветов): кактус, бегония, алоэ, орхидея, пальма, герань, декабрист, щучий хвост, роза, фикус, фиалка.
  2. Назови и запомни комнатные растения вверху..., внизу.
  3. Назови и запомни комнатное растение справа от ...., слева от ...., между ...
  4. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши. Ответ: в слове кактус два слога.
  5. Определи первый  звук в названиях комнатных цветов. 
  6. Угадай растение. Я начну, а ты продолжи. Пример: ге ...(герань), фи ...(фикус).
  7. Определи последний звук в названиях комнатных цветов. 
  8. Расскажи, как ухаживают за комнатными растениями: протирают влажной салфеткой, обрезают ножницами, опрыскивают листья, поливают землю, рыхлят землю вокруг цветка.

9. Что сначала, а что потом? Расскажи, как появляется цветок.

10. Расскажи, какие инструменты и зачем нужны для ухода за растениями?

Речные рыбы (пресноводные)

  1. "Кто в реке?" - назови и запомни названия речных рыб....
  2. Кого много в реке? Учись  изменять слова во множ.числе правильно: Ответ: В реке много окуней, щук, ершей,... и т.д.
  3. "Назови ласково". Учись  образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением правильно:  карась - карасик, пескарь - пескарик и т.д.
  4. Какое слово не подходит?  Удочка-уточка-удочка-удочка, сом-сом-гном-сом, щука-щука-скука-щука, хвост-дрозд-хвост-хвост.
  5. "Раздели на слоги". Прохлопай  5-6 слов в ладоши по слогам и дай правильный ответ: В слове судак два слога.
  6. Какое слово самое длинное? Жабры-ёрш-наживка,  сом-лещ-плавники, икра-уха-рыбаки.
  7. Это верно или нет?  Акула  - это речная рыба.  Сом живет на дне лужи. Рыбы умеют разговаривать. Удочкой нельзя ловить рыбу. Уху мы варим из мяса.
  8. Что есть у рыбы? Ответ: У рыбы есть голова, глаза,  жабры ... и т.д.

9. Объясни значение слов "рыбалов", "рыбалка". Рыбак поймал много разной рыбы. Скажи наоборот: рыба маленькая - большая, быстрая-..., сытая-...,  плывёт-..., грязная-....

10. Конструирование "Рыбка". Расскажи о рыбке: Это рыбка. Рыбы живут в воде. У рыбы есть ..... Рыбу ловит рыбак. Для рыбалки ему нужна удочка и ведро. Большая рыба, а маленькая ....

Космос

  1.  "Чего много в космосе?"Это космос, солнечная система. (В космосе много звезд, созвездий, планет, спутников, комет). Попасть туда можно только на космической ракете.
  2.  "Скажи наоборот". Планета маленькая - большая, далеко-..., темная-.... Звезды горячие-..., далекие -.., высокие-.... Ракета улетела-..., чистая..., старая ..., взлетает ....
  3. "Что бывает космическое", небо - космическое небо (ракета, костюм, станция, корабль, спутник, путешествие).   
  4. "Что делают звезды?" - горят, блестят, падают, светят, мерцают. Что делает космонавт? - летит, тренируется, изучает, исследует, рассматривает, отдыхает.
  5. "Где какой?. На Земле - земной, на Луне -...(лунный), на Солнце-... (солнечный). 
  6. "Один-много", расскажи так же: комета-кометы (ракета, космонавт, планета, орбита, станция, корабль, созвездие, отсек, телескоп, астроном, звездочёт).
  7. Космические профессии. Попасть туда можно только на космической ракете. Кто управляет ракетой?  (космонавт). Кто строит космические ракеты и корабли? (инженер-конструктор). Кто изучает космос? (ученый, астроном).  Какой прибор нужен астроному? (телескоп). Сказочный волшебник, который определяет будущее по звездам? (звездочёт)

8. "Какой?Какая? Какое? Какие?"Какая наша планета? - большая, голубая, красивая, зеленая, круглая. Какие звезды? - большие, блестящие, яркие. Какой космонавт? - сильный, смелый, выносливый, здоровый, храбрый. Какая работа у космонавта? - опасная, интересная, трудная, важная.

9. Планетарий - космический музей. В планетарии расскажут о чём? (о звёздах, планетах, космосе, космонавтах).  Куда летит космонавт? (в космос, к звёздам, к планетам, на Луну). О чём мечтает космонавт? ( о звёздах, планетах, ракете, корабле, семье, доме). Кому расскажет о космосе, путешествии? (людям, детям, друзьям, сыну).

10. Найди 7 космических отличий

Почта

  1. Это почтальон, почта, почтовая машина, почтовая сумка, почтовый ящик - все это нужно почтовому работнику для работы. Почтовая машина привозит почту в почтовое отделение рядом с домом, почтовая сумка нужна почтальону для хранения почты, а почтовый ящик нужен для писем и газет. 
  2.   "Скажи наоборот". Посылка бывает разная: лёгкая - тяжелая, большая ..., длинная  ...,  черная ..., чистая .... и т.д.  
  3. Что делает почтальон ? -  почту перебирает, сортирует, разносит, складывает, собирает, приносит, читает, рассматривает ... и т.д.   
  4. Чего много на почте?. Ответ: На почте много писем, газет, открыток, посылок, телеграмм, почтовых сумок, конвертов, марок, журналов, почтовых ящиков, почтовых машин, почтальонов. 
  5. "Что нужно почтальону для работы?".  Ответ: почтальону для работы нужны конверты, марки, письма, газеты ....и т.д.
  6. "Без чего почтальон не может работать?".  Ответ: почтальону не может работать без конвертов, марок, писем, газет ....и т.д.

7.  Определи первый - последний звук в слове

8. "Доскажи словечко". Взрослый начинает слово, а ребенок подбирает, продолжая. Пример: СУ - сумка, ПО - почта, почтальон и т.д. 

9. Расскажи (повтори, запомни), что бывает почтовое? (почтовая сумка, почтовый ящик, почтовая машина, почтовое отделение, почтовая марка)

10. Сосчитай, сколько? ( шесть марок, четыре письма и три посылки).  Назови предметы ласково. Например: марка - марочка, конверт (конвертик), посылка (посылочка)  

11. Конструирование счетными палочками "Письмо" 

Злаки. Откуда хлеб пришёл? 

  1. "Откуда хлеб пришёл? Что сначала, что потом?" - расскажи с опорой на серию сюжетных  картинок. Образец рассказа: Наступила весна. Пришла пора выращивать хлеб. Сначала трактористы пашут землю. Потом поле  засеивают зерном. Колоски поспели, а поле стало желтым, золотым. Пришла пора убирать. Поле косит комбайн. На мельнице зерно превращают в муку. Из муки выпекают хлеб и доставляют в магазин.  
  2. Вопросы по рассказу: Откуда хлеб пришел? (с поля, с полей). Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы).  Какой специальный транспорт  нужен хлеборобу? (трактор, комбайн, грузовик). Зачем нужен плуг (пахать), борона (боронить), сеялка  (сеять), а косилка (косить). Кто управляет трактором? (тракторист), комбайном (комбайнер)    
  3. Назови и запомни 7 злаков. 

4. "Какое зерно?" (с.р.), если оно из пшеницы (слева направо)  - пшеничное зерно ..и т д. (ячменное, ржаное, рисовое, кукурузное, овсяное, просовое зерно). 

5. "Какая мука?" (ж.р.), если  она из пшеницы - пшеничная мука, ячменя (ячменная мука), ржи (ржаная мука), риса (рисовая мука), кукурузы (кукурузная мука), овса (овсяная мука). 

6. "Какой хлеб?" (м.р.), если  он из пшеницы - пшеничный хлеб, ячменный хлеб и т.д.

7. "Кто? Где? Из чего?" на тему "Как появился хлеб?". Вопросы: Кто выпекает хлеб? (пекарь, пекари). Где выпекает? (в пекарне). Из чего выпекают хлеб? (из муки). Где пекарь берёт хлеб? (в магазине). Где можно купить хлеб? (в магазине, булочной, пекарне) 

8. "Собери слова".  Отгадай,  "хлеб, возит" - хлебовоз, " хлеб, печка" - хлебопечка, "хлеб, выращивают" - хлеборобы

9. "4 лишний" - найди лишнюю картинку, объясни свой выбор полным предложением. Пример: лишний цветок - ромашка,   потому что  пшеница, рожь и кукуруза  - злаки.

10. Конструирование по схеме. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши, считая хлопки. 

Город

  1. Это город. Чем отличается город от деревни? Деревня маленькая, а город, наоборот, большой. В деревне дома маленькие, а в городе ...(большие). В деревне мало машин, а в городе ...(много). В деревне мало людей (детей), а в городе..... В деревне дороги узкие, а в городе ... (широкие), короткие .... (длинные), много ....(мало) и т.д.     
  2. "Один - много" - расскажи по образцу: дом - дома - много домов. Значит в городе не дом, а дома, не дома - а много домов и т.д.  
  3. "Назови ласково" - расскажи по образцу: дом - домик. Слова: дом, человек, ребенок, сквер, площадка, магазин, дорога, музей, аквапарк, кинотеатр, машина, остановка, город, фонарь)

4. Кого много в городе? В городе живёт много людей разных профессий. Ответ: в городе много поваров - они готовят еду, художников  - они рисуют картины и т.д. 

5. "Сосчитай, сколько" - расскажи по образцу с перечислением по порядку: в городе четыре больницы, шесть школ ....и т.д.

6. О чем мечтает девочка?  - расскажи по образцу: девочка мечтает о хорошей школе, новом парке и т.д.

7. Конструирование по схеме

8. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши, считая хлопки: фо-нарь. В слове фонарь два слога  (фонарь, дом, девочка, песочница, грибок) 

9. Определи первый-последний звук в словах (фонарь, дом, девочка, песочница, грибок) 

10. Найди слово, в котором есть звук [Ф] (Фонарь),  звук [Ц] (песочниЦа), звук [М] (доМ),  звук [В] (деВочка). 

Мой город - Железногорск

  1. Запомни наш адрес: страна Россия, Курская область, город Железногорск
  2. Что есть в городе, расскажи: Железногорск - это наш город. В городе есть .... Чем известен наш город? ( добыча руды, город горняков)
  3. Что городское? Расскажи так же: улица - городская улица, парк - .... (детский сад, школа, библиотека, бассейн, музей, сквер,больница, памятник, кинотеатр, собор).
  4. Подбери нужное слово о котором можно сказать: городской - ....., городская ...., городские - ...., городское - ....  
  5. Расскажи так же: город - города - много городов. Слова: улица, завод, парк, библиотека, школа, бассейн, музей, автовокзал, геолог.

6. Назови ласково. Пример: город - городок. Слова: завод, собор, фонарь, озеро, сквер, карьер, музей, стадион, лодка. 

7. Расскажи так же: город - города - много городов. Слова: улица, завод, парк, библиотека, школа, бассейн, музей, автовокзал, геолог.

8. Подбери 3 слова. Посмотри на картинки и подбери к ним 3 слова, отвечая на вопрос. Например: Улица Ленина какая? - длинная, широкая, старая и т.д. 

 Какой наш город?  - уютный, чистый, .....

9. "Скажи наоборот". Какие в городе бывают дома? Дома бывают одноэтажные (многоэтажные), старые (новые), высокие (низкие), большие (маленькие), белые (черные), теплые (холодные)

10. "Разные по материалу". В городе строят дома из разных материалов. Какой дом, если он из дерева ...(деревянный дом), камня (каменный), глины (глиняный), кирпича (кирпичный)

 Запомни свой адрес, улицу. Назови адрес, по которому ты живёшь? Почему нужно знать свой адрес? Кому можно говорить свой адрес, а кому нельзя? Как называется твоя улица? Что расположено на этой улице?

Полевые и луговые цветы

  1. Перечисли изображения, назови одним словом. Что это? полевые и луговые цветы. Запомни. 
  2. Расскажи, в какое время года появляются такие цветы (весной). В какое время года нет цветов (зимой). В какое время года много цветов (летом). Кто живёт в цветах? (насекомые, птицы).  Что собирают насекомые в цветах? (нектар, мёд)
  3. Расскажи, какой цветок ПОД ландышем (василёк) ..., а НАД ромашкой ... (медуница) 
  4. Расскажи, какой цветок СПРАВА ОТ одуванчика (василек) ..., а СЛЕВА ОТ клевера ... (медуница) ... и т.д.
  5. Каких цветов много на полянке? (ответ полным предложением с перечислением). Ответ: На полянке много одуванчиков,  маков, васильков ...и т.д. 
  6. О каком цветке мечтает, например, стрекоза? Расскажи по порядку: стрекоза мечтает о васильке, о ромашке, о медунице  ... и т.д.
  7. Угадай словечко. Я начну называть цветы, а ты угадай, какой цветок так начинается. Пример: ВА ...(василек), КЛЕ ...(клевер) и т.д..
  8. Сосчитай цветы и ответь правильно. Сколько колокольчиков? 

9. "4 лишний?" - найди лишнюю картинку и объясни свой выбор:

10. Конструирование счетными палочками по схеме "Полевые цветы"

Лето и её приметы

  1. Зима, весна, лето осень - одним словом это  ... (времена года). Сколько всего времен года? Назови время года на картинке  -  ...(лето). Что было до лета ...(весна), а после лета наступит ...(осень).
  2. Расскажи о лете с опорой на картинку, перечисляя приметы: Наступило лето. Летом солнце светит ярко, греет сильно. На улице стоит теплая жаркая погода. Деревья и трава летом зеленые. После дождя бывает радуга. Наступили каникулы, Детям весело летом: купаются, катаются на роликах, самокате, велосипеде. Обувь, одежда и головные уборы бывают только летние.   Только летом бывает много насекомых, цветов, ягод, грибов. А  у животных и птиц появляются детеныши.
  3. Запомни летние приметы (опорные слова): яркое солнце,  радуга, зеленые деревья, ролики, самокат, насекомые, цветы, ягоды, грибы, детёныши, птенцы.
  4. Что бывает летнее? Ответ: летняя погода. Опорные слова: одежда, обувь, головной убор, настроение, дождь.
  5. Что бывает только летом? Ответ: только летом бывают теплые летние дожди. Опорные слова: радуга, птенцы, детеныши, яркое солнце, зеленая трава, зеленые деревья, насекомые, цветы, грибы, ягоды.  
  6. Чего (кого) летом бывает много? Ответ: много цветов, ягод, птиц, насекомых  и т.д. 
  7. Скажи наоборот. Погода тёплая ...(холодная), дорога мокрая ... (сухая), небо темное ... (светлое), дождь громкий ...(тихий), день длинный  ...(короткий), цветов мало..(много), настроение хорошее .. (плохое), ягоды крупные ...(мелкие), кислые ...(сладкие), грибы маленькие ...(большие), чистые ...(грязные), цветы высокие ...(низкие) и т.д.. 
  8. Назови ласково:  солнце - солнышко (ветер, дождь, гриб, жук, трава, дерево, птенец, самокат, река, ягода, платье).
  9. О чём мечтают летом? Ответ: О теплой погоде. Опорные слова: жаркое сонце, весёлые каникулы, хорошее настроение, вкусная ягода, красивое платье, новый самокат, красивые цветы и т.д. 
10. Конструирование счетными палочками по схеме: