Осень и её приметы
Задания для дошкольников
Назови 5 осенних примет по картинке
Что бывает только осенью? Только осенью ...
Расскажи об осени по плану
Конструирование по схеме
Найди 6 отличий в осеннем лесу
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
«Путешествие осеннего листочка»/ Ольга Карпенко
Жил да был, рос себе, рос на берёзке в лесу маленький зелёный листик со своими братьями листочками. Всё лето он радовался теплу, солнышку, купался под струями ласкового летнего дождика. Засыпал и просыпался под пение птичек, которые поселились в гнездышке на его берёзке.
Но однажды утром он проснулся от того, что очень замёрз. Он дрожал от холода. Оглянувшись вокруг, наш листочек увидел, что все его братья -листочки стали жёлтыми. Листочек посмотрел на себя - он тоже стал жёлтым. Почему так произошло? (ответы и дополнения детей)
И тут листочек услышал крики птиц:
-Осень, осень, наступила осень! Очень удивился листочек: «Что такое осень? И почему все деревья вокруг вдруг стали такие разноцветные?». Спросил об этом у своих братиков-листочков, но они тоже не знали, что такое осень. Посмотрел листочек в небо и увидел косяки птиц, летящих к югу. «Куда это они собрались?» - подумал листочек. Вдруг, налетел сильный и холодный ветер, листочек оторвался от ветки и полетел вслед за птицами.
-Куда вы, птицы? - прокричал он. -В тёплые края скоро здесь будет очень-очень холодно и нам нечего будет есть. Ведь все букашки спрятались от холода - ответили птицы.
-А что такое осень? - снова закричал листочек. Но птицы уже улетели далеко и ничего не ответили. Кружась над лесом, он увидел белочку. Она собирала грибочки и орешки. Потом, заметил ёжика, несущего на своих колючках яблочки. А когда, пролетев ещё немного, он увидел зайчика в серо-белой шубке и медведя, укладывавшегося в берлогу, то очень удивился: «Что это с ними со всеми происходит? Почему они так странно себя ведут?». А меж тем, ветер нёс и нёслисточек всё дальше и дальше от леса и родной берёзки. Он летел и видел внизу поля и сады, с которых люди собирали урожай овощей и фруктов.
Наконец, ветер стал ослабевать, и наш путешественник- листочек закружился над площадкой детского сада. Здесь гуляли ребятишки. Они увидели летящий листочек и радостно закричали: «Осень, осень к нам пришла!». Тогдалисточек решил спросить у детей, что же такое осень. (Ответы и дополнения детей)
Ребятишки наперебой рассказали, что осень - это такое время года, когда желтеют и опадают листья. Животные в лесу готовятся к наступлению зимы каждый по-своему: птицы улетают в тёплые страны, белка сушит грибы, накалывая их на сучки деревьев, собирает орехи; ёжик и медведь укладываются в берлоги и спят там до весны, а зайчик меняет свою серую шубку на белую - зимнюю. (Почему) Люди собирают овощи и фрукты (Какие? - ответы детей).
-А как же я? Я что же, совсем пропаду?- заплакал листочек. Но ребята его успокоили и показали букет из разноцветных осенних листьев. Они взяли в букет и наш листочек. А когда пришли в группу, наклеили все листочки на большой лист бумаги так, что получился яркий осенний коврик. А в серединке, на самом почётном месте, красовался наш берёзовый листик- путешественник. Ему было тепло и уютно у ребят в детском саду и совсем- совсем не страшно-он теперь знал ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ!
Овощи и фрукты
- "1,2, 3" - овощи (фрукты) назови. Где растут овощи? (в огороде, на грядке, на даче). Где растут фрукты? (в саду, на даче).
- "Подбери 3 слова" о фрукте-овоще, отвечая на вопрос взрослого. Например: лимон какой? - овальный, кислый, желтый, помидор - круглый, сочный, сладкий и т.д.
- Чего много в огороде? В саду? - много овощей, фруктов, помидор, яблок и т.д.
- "Назови ласково": огурец - огурчик, апельсин - апельсинчик, лимон-лимончик и т.д.
- Определи первый звук в названии овощей или фруктов.
- "Исправь ошибку": сладкая помидор, красные свекла, крупное лимон, кислое кабачок.
- Скажи наоборот: фрукт (овощ) кислый - ..., большой - ..., длинный - ..., чистый - ..., твердый - ..., гладкий - ... и т.д..
- Хлопай в ладоши и дели слова на слоги. Пример: о-гу-рец, три слога
- Что не так?: огурец, помидор, картофель это ягоды. Из лука варят вкусное варенье. Зимой мы сажаем картофель. На яблоне выросли груши.Апельсины и мандарины - это овощи.
- "Какой сок?"
Насекомые
Есть необычные домики у насекомых: осы делают гнезда, муравьи строят муравейники, пчелы живут в ульях, пауки плетут паутину
Посмотри, как устроены пчела и бабочка. Расскажи о них по этому плану. Например: это пчела. Пчела - насекомое. У пчелы есть ....
Многие насекомые издают разные звуки: комар - пищит, кузнечик - стрекочет, шмель - жужжит. Какие насекомые издают такие же звуки?
Они могут быть опасны для человека. Подумай, в чём их опасность?
Насекомые передвигаются по-разному: прыгают, летают, плавают, ползают. Расскажи, кто летает? прыгает? ползает?
А изучает и исследует насекомых человек по профессии энтомолог
Задания для дошкольников
Найди насекомое. Объясни, как ты догадался?
Назови насекомых. Расскажи, кто смотрит влево? прямо? вправо?
Найди в ряду лишнюю картинку. Объясни свой выбор
Расскажи так же: комары-много комаров. Сосчитай, сколько (три комара)
Какие насекомые запутались на картинке?
Назови ласково: комар-комарик
Найди 6 отличий
Назови только насекомых
Запомни по порядку: пчела-шмель-оса. Чем они похожи?
Расскажи: насекомое - не насекомое?
Назови насекомое со звуком С, Ж, Ч. Раздели на слоги хлопками
Назови насекомых. Построй по схеме их палочек
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ "БАБОЧКА"
Мишка очень любил изучать мир вокруг себя. Он наблюдал за лягушатами, муравьями, жуками, гусеницами, ловил пауков, бабочек, да всех подряд. Ему было интересно, кто как ползает и чем питается, но он никогда и никого не жалел. Вся живность сидела у Мишки в коробочках, и мало кому, в конце концов, удавалось вырваться живым на свободу. Мишкина мама надеялась на то, что в один прекрасный день в ее сыне проснется чувство жалости. А пока Мишка таскал с ребятами котенка за хвост, стрелял из рогатки в ворон и ловил сачком кузнечиков.
Однажды Мишка сидел на терраске и смотрел в окно. Тут он увидел на окне паутину. В патину попалась муха, а паук обматывал эту муху паутиной. На подоконнике валялось много дохлых мух. Мишка взял одну и положил на паутину. Паук был занят и сначала не заметил новой мухи. Тогда Мишка подул на паутину, и она задрожала, как будто это муха пытается вырваться. Паук обрадовался и побежал обматывать новую муху. Он-то не знал, что она дохлая. Мишке этот процесс очень понравился, и он сделал то же самое с еще одной мухой. Радостный паук побежал обматывать следующую муху. Потом подоспела третья муха, за ней четвертая и пятая. Паук метался от одной мухи к другой и всех заботливо обматывал паутинкой, как хлопотливая хозяюшка. Но от такого количества мух тонкая паутина порвалась и упала на подоконник вместе с пауком.
- Ну и ладно, - махнул рукой Мишка. Тут он увидел, что на террасу залетела большая бабочка-шоколадница. Она стала биться в окно. Мишка поймал ее и сразу посадил в пластиковый стаканчик. А сверху накрыл крышкой с дырочками для воздуха. Бабочка стала биться своими крыльями, стаканчик был слишком мал для нее. Мишка немного поиграл с ней, а потом ему стало скучно, и он ушел играть с мальчишками. А бабочку оставил на окне. Вечером, когда мама пришла укладывать Мишку спать, она услышала, что на подоконнике что-то шуршит. Тут она увидела бабочку в стаканчике.
- Долго она у тебя живет? – спросила мама.
- Один день, - ответил Мишка.
- Отпусти ее.
- Не отпущу, зачем мне ее отпускать? – фыркнул Мишка.
- А ты знаешь, что бабочки живут всего два дня? Если ты не отпустишь ее сегодня, завтра она умрет.
- Ну, и пусть умрет, подумаешь. Это же всего лишь бабочка, - рассердился Мишка. Он схватил стаканчик, показывая, что он никому его не отдаст.
- Ну, не будь таким жестоким. Я же знаю, что ты добрый мальчик. Эта бабочка тоже хочет жить, как ты и я, и она тоже хочет быть счастливой. Подари ей хотя бы один день свободы, пожалей ее. Посмотри, как она красива.
Тут Мишка задумался. Он вдруг понял то, что никак не мог понять раньше. То, что все животные и насекомые, и птицы, и рыбы тоже живые, и им тоже бывает плохо или хорошо. Поняв все это, Мишка еще крепче сжал в руках стаканчик и замотал головой. Ему было стыдно и досадно. Когда мама ушла, Мишка еще долго стоял и думал. Потом он глубоко вздохнул, открыл крышку, и из стаканчика вылетела бабочка. Ее крылья были порваны, и она с трудом могла лететь. Бабочка летела неуклюже, чуть не падая, и Мишке казалось, что своими крыльями она шепчет ему «спасибо».
Мишка еще долго смотрел вслед улетающей бабочке. У него в горле стоял ком от жалости. На следующее утро Мишка выпустил на свободу всех своих питомцев: двух лягушат, трех жуков-короедов и целое ведро гусениц. С тех пор Мишка больше не мучил животных и насекомых, а просто наблюдал за ними со стороны.
Вопросы: За какими насекомыми наблюдал Мишка? Что он увидел на террасе? Кто прилетел ещё на террасу? Что понял Мишка? Как ты считаешь, правильно ли поступил Мишка?
Перелётные птицы
Птицы бывают разные: насекомоядные - питаются насекомыми, водоплавающие - обитают в воде, лесные - живут в лесах
Птицы живут в разных местах, поэтому пища у них разная: семена и плоды деревьев, семечки и орехи, рыба и лягушки, насекомые и хлебные крошки
Первыми осенью улетают насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы, потому что насекомые исчезают, рыбки и лягушки впадают в спячку, а вода замерзает и превращается в лёд
Птичья дорога далека и полна опасностей. Только самые сильные и выносливые добираются до тёплых краёв
Одни птицы летят стаями, другие косяком, третьи - клином
Назови перелётную птицу... Рассмотри её строение. Расскажи о птице по плану: это грач. Грач - перелётная птица. У грача есть ...
Птицы живут в гнёздах и дуплах, в зарослях и кустах, на деревьях и крышах
Весной птицы строят гнезда и откладывают яйца. Потом появляются птенцы. К осени птенцы подрастут, окрепнут и птицы улетают снова в теплые края
Изучает птиц человек по профессии - орнитолог, а лечит - ветеринар
Задания для дошкольников
Назови перелётных птиц. Почему их так называют?
Найди 6 спрятавшихся птиц на деревьях
Найди в рамке лишнюю птицу. Объясни свой выбор
Определи по картинке, какие птицы летят клином?
Сосчитай перелётных птиц (два аиста, один гусь, ...и т.д.)
Что перепутал художник этой картины?
Что сначала, что потом?
Назови перелётных птиц. Кто лишний в стае?
Грибы - Ягоды
Ягоды и грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые)
Много грибов растёт в лесах, реже на полянах и лугах. А ягоды растут на болотах, бахчах, приусадебных участках (на даче)
Ягоды и рибы полезны и нужны и людям, и птицам, и животным, и растениям, которые растут рядом с ними
Грибы собирает грибник, а ягоды ягодник. Грибы срезают ножом, а ягоды срывают руками
Посмотри, как устроен гриб боровик и ягода земляника. Расскажи по плану: это боровик. Боровик это гриб. У него есть ...
Самая большая ягода- это арбуз. Арбузы выращивают на специальных полях - бахчах (арбузная бахча)
Грибы солят, сушат, варят, маринуют. А так же готовят грибную икру, грибные котлеты, грибной суп, пекут пироги и делают много других вкусных блюд
Ягоды сушат, варят, замораживают. А так же добавляют во многие напитки и десерты. Из ягод готовят вкусное варенье, джем, повидло
Чтобы человеку не заблудиться в лесу нужны компас или карта местности
В лесу работает лесник и егерь. Лесник следит за растительным миром, а егерь - за животным миром
Задания для дошкольников
Что слева, а что справа?
Какие грибы танцуют на полянке?
Скажи наоборот
Что не подходит? Объясни свой выбор
Найди 5 отличий
Чтобы не заблудиться в лесу, что нужно человеку? Объясни свой выбор
Что сначала, что потом?
Построй грибы разные по форме
Прочитай текст
АУДИОСКАЗКА "ВОЙНА ГРИБОВ С ЯГОДАМИ"
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
ХРАБРЫЙ ОПЁНОК / Е. ШИМ
Много по осени грибов уродилось. Да какие красивые - один другого краше! Под тёмными ёлками деды-Боровики стоят. На них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-Подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы-Маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеёнчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы-Сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи! И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб - Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова не покрыта - белобрысые кудерьки в колечки завиваются. Увидали его другие грибы - и ну смеяться:
- Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
- Не поклонится нынче, так я подожду. Авось пригожусь ещё грибникам. Но только нет, не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов-Боровиков, кладут в кузовки. А в лесу холодней становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночью студёная роса на мох ложится. И от этой студёной росы сошли деды-Боровики. Ни одного не осталось, все пропали. Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него и тонкая да лёгкая - взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт. А грибники ходят в перелесках, собирают отцов-Подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят. Ещё холодней стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда. И от этих злых дождей сошли отцы-Подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось. Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит. А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев-Маслят и сестриц-Сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что ни про что? Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы-Маслята и сестрицы-Сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт. На непокрытую голову Опёнка снежная крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники? А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного гриба не могут найти. Увидали Опёнка, да так-то обрадовались. - Ах ты, милый! - говорят. - Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался! Вот и дождался!
Посуда
- Чайник, половник, чашка, нож - одним словом это ... Где живет посуда? (на кухне, в кухонном шкафу).
- 1,2, 3 посуду на кухне справа налево назови ...
- "Угадай посуду". Я начну, а ты продолжи ви.. (вилка), та...(тарелка), ча...(чайник), ло...(ложка), ска...(скалка), блю...(блюдце), но...(нож) и т.д.
- Назови посуду ласково. Пример: вилка-вилочка и т.д.
- Какая посуда, если ее сделали из металла - металлическая, стекла..., пластика ..., железа..., пластмассы ..... Значит ложка - металлическая, кастрюля ....и т.д.
- Один - много. Пример: ложка - ложки - много ложек.
- Скажи наоборот. Пример: тарелка большая...(маленькая), мелкая ...(глубокая), легкая ...(тяжелая), чистая ...(грязная), старая ...(новая).
- Найди посуду о которой можно сказать "мой" ....(мой чайник), "моя" ......(моя тарелка) и т.д.
- Назови 3 предмета посуды, которые могут упасть и разбиться - это ...
- Назови посуду, которая начинается на звук [Ч]..., [Т]...
- Найди на кухне 5 отличий:
Мебель
- 1,2, 3 - мебель в комнате назови ... Где живет мебель? (в доме, комнате, квартире).
- Перечисли мебель в комнате по порядку, слева направо ...
- Назови мебель ласково. Пример: стол-столик и т.д.
- Один - много. Пример: шкаф - шкафы - много шкафов.
- Скажи наоборот. Пример: шкаф большой - маленький, полка высоко ...(низко), стул мягкий ...(твердый), стол высокий ...(низкий), кровать широкая ...(узкая).
- Какая мебель, если ее сделали из дерева: стол деревянный, а полка ...и т.д.
- Найди мебель о которой можно сказать "мой" ....(мой шкаф, стол, стул), "моя" ......(моя полка, кровать, тумбочка)
- Найди мебель, в названии которой есть звук [А].
- Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши. Пример: стол, один слог и т.д..
- Найди в комнате 5 отличий:
Домашние животные
Задания для дошкольников
Назови всех одним словом. Кто это? Почему их так называют? Какими они были раньше? Кто их сделал домашними? Как вы думаете, какое домашнее животное важнее всех для человека? Почему?
4 лишний. Объясни свой выбор
Кто из домашних животных спрятался?
Назови детёнышей домашних животных (это козлёнок, козлёнок у козы)
Найди 5 отличий
Кто чем питается? или Для кого угощение?
Сосчитай котят в лукошках
Построй с помощью палочек изображения по схеме
АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР. ДЕРЕВНЯ"
АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР, ПЁС И КОТ"
АУДИОСКАЗКА "ДЯДЯ ФЁДОР, ТЕЛЁНОК"
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
ЛОШАДИ
Лошади - это большие, но добрые животные, которые живут рядом с человеком уже много-много лет. Они помогали людям в работе, а сейчас часто становятся нашими друзьями. Давным-давно лошади жили совсем не так, как те, которых мы видим сейчас. С течением времени лошади стали быстрее бегать и лучше есть траву. Их ноги становились длиннее, а лишние пальчики на ногах пропадали. Теперь у лошадей длинные, красивые ноги и они стоят на одном большом пальце, который мы называем копытом.
Вы когда-нибудь видели маленькую пони или огромную рысистую лошадь? Существует много разных пород лошадей, и каждая из них особенная!
Лошади обожают пастись на зеленых лугах и бегать по полям. Они также могут участвовать в скачках или просто катать детей на своей спине. У лошадей особенные зубы: они похожи на зубы у кроликов, потому что растут всю их жизнь. Это помогает им хорошо жевать траву.
У лошадей свой язык! Они выражают свои чувства, фыркая или двигая ушами и хвостом. Если лошадь подняла уши вверх — это может значить, что она слышит или видит что-то интересное. Ухаживать за лошадью — это большая ответственность. Им нужно много еды, воды и ухода. Лошадей нужно регулярно чистить, а также проверять их здоровье у ветеринара. Лошади — это не только красивые, но и очень умные животные, которые могут стать настоящими друзьями для каждого ребенка!
Дикие лесные животные
- 1,2, 3 - всех животных назови ...Одним словом это ... (дикие животные). Где живут дикие животные? (в лесу. Они сами ищут дом и еду).
- Подбери 3 слова о каждом животном, отвечая на вопросы взрослого. Пример: лиса какая? - хитрая, рыжая, ловкая и т.д.
- Кого много в лесу? - много лис, волков, белок. и т.д.
- Детеныши. У кого кто? Пример: У белки бельчонок, бельчата.
- Подбери 3 слова о каждом животном, отвечая на вопрос взрослого "Что делает?". Пример: волк - воет, рыщет, охотится и т.д.
- Определи последний звук в названии животного.
- Самая опасная часть волка? (зубы), лося? (рога), медведя? ( лапы, зубы).
- Назови их жилища. Пример: Ёж живет в норке.
- Найди лишнюю картинку, объясни свой выбор:
Зима и её приметы
- Зима, весна, лето осень - одним словом это ... (времена года). Сколько всего времен года? Назови время года на картинке - это ...(зима).
- Назови время года до зимы ...(осень), а после зимы наступит ...(весна).
- Что бывает только зимой, запомни: снеговик, варежки, снег, снежинки, Новый год, Дед Мороз и Снегурочка, сугроб, валенки, санки, коньки, лыжи, белый заяц, медведь в берлоге, мороз, метель.
- Всё зимой бывает "зимнее". Погода какая? - зимняя погода (сапоги, настроение, небо, дерево, одежда, обувь, дорога, лес, узор)
- Ответь на вопросы взрослого так же. Взрослый: Почему все деревья в снегу? Ребенок: Потому что наступила зима. Взрослый: Почему нужна теплая обувь? Ребенок: Потому что наступила зима - и т.д.
- Один - много. Поиграем с зимними приметами: снежинка - снежинки - много снежинок.
- Назови ласково: зима - зимушка (снег, елка, сапог, шарф, сугроб, сосулька, мороз, узор).
- Запомни снежные слова, потому что они из снега: снег - Снегурочка, снежинка, снеговик, снегирь, подснежник, снегопад.
- Запомни зимующих птиц: воробей, ворона, голубь, синица, сова, клест, снегирь, дятел, сорока, свиристель, дятел, поползень. Почему нужно подкармливать птиц зимой? Чем отличаются зимующие птицы от перелетных?
Зимующие птицы
Транспорт
- Автобус, троллейбус, такси, корабль - одним словом это ....(транспорт)
- Зачем человеку нужен транспорт? ( перевозить людей и грузы)
- Один - много - ласково. Пример: вертолет-вертолеты - вертолетик.
- Виды транспорта по месту передвижения: по воде - ...(водный), на земле- ..(наземный), по воздуху - ...(воздушный), под землей - ... (подземный).
- Угадай транспорт, который начинается вот так: ве ...(ртолёт), ав ...(томобиль), по ...(езд), тра ...(мвай), гру ..(зовик), тро ...(лейбус), са ...(молет).
- Найди транспорт,который начинается на звук П...., А...., С...
- Назови транспорт, который находится над поездом...(самолет), справа от автомобиля...(пароход), слева от автомобиля...(автобус), между трамваем и троллейбусом (грузовик).
- Что лишнее, объясни: самолет-вертолет-пилот, автобус-грузовик-пароход.
- Повтори, назови самое маленькое слово: самолет-поезд - автобус-пароход
- Найди лишнюю картинку, объясни свой выбор:
Профессии на транспорте
- Назови профессии на картинке: я вижу летчика, ....
- Летчик, капитан, машинист, водитель, космонавт - одним словом это ....(профессии)
- Расскажи, кто чем управляет: капитан управляет кораблём, пароходом, яхтой. Машинист ....... , летчик..., водитель ...., космонавт ...
- Определи первый звук в названии профессий.
- Доскажи профессию: ма...(машинист), ко ....(космонавт), ка ...(капитан), лё...(летчик), шо...(шофер), пи...(пилот), во... (водитель)
- Определи последний звук в названии профессий.
- Кто плывет? летает? мчится? едет? сигналит?
- Кому нужен руль? (руль нужен шоферу), штурвал? (штурвал нужен пилоту,капитану), позорная труба? (труба нужна капитану), скафандр? (скафандр нужен космонавту)
- Раздели профессии на слоги, хлопая в ладоши. Пример: пи-лот, два слога
- Один-много. Пример: пилот - пилоты - много пилотов
Профессии в детском саду
- Профессии в детском саду: заведующая, логопед, воспитатель, доктор и медсестра, повар, плотник, дворник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.
- Кто что делает? Заведующая - руководит д\с, логопед - учит говорить, доктор - лечит, повар - готовит еду, дворник - подметает двор, плотник - чинит мебель, музыкальный руководитель - учит музыке, физ. инструктор - учит физкультуре.
- Определи первый звук в названии профессий
- Доскажи профессию: во...(воспитатель), по ....(повар), ло ...(логопед), до...(доктор), дво...(дворник), пло...(плотник).
- Определи последний звук в названии профессий.
- Кто готовит? лечит? чинит? учит? руководит?
- Кому нужна посуда? - посуда нужна повару (лекарство, мяч, музыка, сказки, вертушка, молоток, метла, ветерок, бинт, компьютер).
- Раздели профессии на слоги, хлопая в ладоши. Пример: по-вар, два слога.
- Один-много. Пример: воспитатель - воспитатели - много воспитателей.
- Чего много в детском саду? - много детей (игрушки, кровать, стол, стул, группы, книга)
Профессии. Швея
- Кто такая швея, портниха? (Швея - профессия человека. Швея работает на швейной фабрике, шьёт одежду или работает в ателье по ремонту одежды)
- Что нужно швее для работы? Инструменты. (Швее для работы нужны: ножницы, утюг, замки, манекен, иголки, катушки, нитки, булавки, пуговицы, метр, швейная машинка).
- Инструменты швеи. Определи первый звук в слове.
- Чем пользуется швея? (ниткой, иголкой, манекеном и т.д.)
- Чего не хватает швее? (ниток, иголок, манекена и т.д.).
- О чём мечтает швея? (о новых нитках, иголках, манекене и т.д.).
- Чего много у швеи? (у швеи много ниток, иголок, манекенов и т.д.).
- Скажи наоборот: манекен маленький-большой, старый..., высокий..., грязный..., широкий..., хороший..., белый...
- Что делает швея на работе? (шьет , режет, измеряет, пришивает, отрезает, снимает мерки, подшивает, нашивает, ремонтирует)
- Расскажи о швее. Швея - профессия человека. Она шьет и ремонтирует одежду. Работает швея в ателье, в швейной мастерской или на швейной фабрике. Для работы ей нужны ...
Военные профессии и техника
"Военные профессии". Назови и запомни профессии тех, кто защищает нашу Родину: пограничник, артиллерист, десантник, летчик (пилот), моряк, подводник, снайпер (стрелок), танкист, медсестра.
Кто что делает? Отвечай полным предложением: летчик – управляет самолетом, пограничник – охраняет границу страны, десантник – прыгает с парашютом с самолета, радист – передает информацию по рации, моряк, капитан – плавают на военном корабле, подводник – плавает на подводной лодке, танкист – управляет танком, артиллерист – стреляет из пушки, стрелок – метко стреляет в цель, доктор – лечит раненых, а медсестра – делает ему перевязку.
На границе. Ответь на вопросы правильно: - Кто охраняет границу? (пограничник). У кого автомат? (у пограничника). Кому нужен автомат? (пограничнику). Кто помогает пограничнику? (собака). У кого собака? (у пограничника). Кому нужна собака? (пограничнику). С кем стоит собака? (с пограничником)
Конструирование военной техники . Счёт ".Танк", "Подводная лодка"
Весна и её приметы
- Зима, весна, лето осень - одним словом это ... (времена года). Сколько всего времен года? Назови время года на картинке - это ...(весна). Назови время года до вены ...(зима), а после весны наступит ...(лето).
- Расскажи о весне. Повторяй за мной предложения по её приметам: Наступила весна. Солнце светит ярче, сильнее. На земле появляются проталины. С крыш капают сосульки. Начинается капель. На дорогах лужи. Побежали ручейки. На реках тает лед. На деревьях набухают почки. На проталинах распускаются цветы - подснежники. Возвращаются перелетные птицы.Рады весне животные. Появляются насекомые. Весной люди ухаживают за деревьями.
- Перечисли весенние приметы: капает капель, появляются подснежники, набухают почки, распускаются зеленые листочки, на рогах лужи и ручьи, тает лед, прилет птиц, просыпаются животные и насекомые и т.д..
- Всё весной бывает "весеннее". Погода какая? - весенняя погода (ветер, небо, дождь, небо, деревья, одежда, обувь, листья, погода)
- Ответь на вопросы взрослого так же. Взрослый: Почему растаял снеговик? Ребенок: Потому что наступила весна. Взрослый: Почему на деревьях набухли почки? Ребенок: Потому что наступила весна - и т.д.
- Один - много. Поиграем с весенними приметами: цветок весенний, а цветы весенние (ветер, дождь, дерево, шапка, сапог, лист).
- Скажи наоборот. Погода весной тёплая ...(холодная), зонт мокрый ...(сухой), небо темное ... (светлое), дождь громкий ...(тихий), день длинный ...(короткий), цветов мало..(много).
- Назови ласково: солнце - солнышко (ветер, дождь, сапоги, трава, погода, дерево).
- Запомни. Вестник весны - перелетная птица скворец. Ласково - скворушка. Дом скворца - скворечник. У скворца и скворчихи весной появляются скворчата или скворчонок.
- Конструирование и счет: "Перелетная птица"
Комнатные растения
- Назови и запомни названия комнатных растений (цветов): кактус, бегония, алоэ, орхидея, пальма, герань, декабрист, щучий хвост, роза, фикус, фиалка.
- Назови и запомни комнатные растения вверху..., внизу.
- Назови и запомни комнатное растение справа от ...., слева от ...., между ...
- Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши. Ответ: в слове кактус два слога.
- Определи первый звук в названиях комнатных цветов.
- Угадай растение. Я начну, а ты продолжи. Пример: ге ...(герань), фи ...(фикус).
- Определи последний звук в названиях комнатных цветов.
- Расскажи, как ухаживают за комнатными растениями: протирают влажной салфеткой, обрезают ножницами, опрыскивают листья, поливают землю, рыхлят землю вокруг цветка.
9. Что сначала, а что потом? Расскажи, как появляется цветок.
10. Расскажи, какие инструменты и зачем нужны для ухода за растениями?
Речные рыбы (пресноводные)
- "Кто в реке?" - назови и запомни названия речных рыб....
- Кого много в реке? Учись изменять слова во множ.числе правильно: Ответ: В реке много окуней, щук, ершей,... и т.д.
- "Назови ласково". Учись образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением правильно: карась - карасик, пескарь - пескарик и т.д.
- Какое слово не подходит? Удочка-уточка-удочка-удочка, сом-сом-гном-сом, щука-щука-скука-щука, хвост-дрозд-хвост-хвост.
- "Раздели на слоги". Прохлопай 5-6 слов в ладоши по слогам и дай правильный ответ: В слове судак два слога.
- Какое слово самое длинное? Жабры-ёрш-наживка, сом-лещ-плавники, икра-уха-рыбаки.
- Это верно или нет? Акула - это речная рыба. Сом живет на дне лужи. Рыбы умеют разговаривать. Удочкой нельзя ловить рыбу. Уху мы варим из мяса.
- Что есть у рыбы? Ответ: У рыбы есть голова, глаза, жабры ... и т.д.
9. Объясни значение слов "рыбалов", "рыбалка". Рыбак поймал много разной рыбы. Скажи наоборот: рыба маленькая - большая, быстрая-..., сытая-..., плывёт-..., грязная-....
10. Конструирование "Рыбка". Расскажи о рыбке: Это рыбка. Рыбы живут в воде. У рыбы есть ..... Рыбу ловит рыбак. Для рыбалки ему нужна удочка и ведро. Большая рыба, а маленькая ....
Космос
- "Чего много в космосе?"Это космос, солнечная система. (В космосе много звезд, созвездий, планет, спутников, комет). Попасть туда можно только на космической ракете.
- "Скажи наоборот". Планета маленькая - большая, далеко-..., темная-.... Звезды горячие-..., далекие -.., высокие-.... Ракета улетела-..., чистая..., старая ..., взлетает ....
- "Что бывает космическое", небо - космическое небо (ракета, костюм, станция, корабль, спутник, путешествие).
- "Что делают звезды?" - горят, блестят, падают, светят, мерцают. Что делает космонавт? - летит, тренируется, изучает, исследует, рассматривает, отдыхает.
- "Где какой?. На Земле - земной, на Луне -...(лунный), на Солнце-... (солнечный).
- "Один-много", расскажи так же: комета-кометы (ракета, космонавт, планета, орбита, станция, корабль, созвездие, отсек, телескоп, астроном, звездочёт).
- Космические профессии. Попасть туда можно только на космической ракете. Кто управляет ракетой? (космонавт). Кто строит космические ракеты и корабли? (инженер-конструктор). Кто изучает космос? (ученый, астроном). Какой прибор нужен астроному? (телескоп). Сказочный волшебник, который определяет будущее по звездам? (звездочёт)
8. "Какой?Какая? Какое? Какие?". Какая наша планета? - большая, голубая, красивая, зеленая, круглая. Какие звезды? - большие, блестящие, яркие. Какой космонавт? - сильный, смелый, выносливый, здоровый, храбрый. Какая работа у космонавта? - опасная, интересная, трудная, важная.
9. Планетарий - космический музей. В планетарии расскажут о чём? (о звёздах, планетах, космосе, космонавтах). Куда летит космонавт? (в космос, к звёздам, к планетам, на Луну). О чём мечтает космонавт? ( о звёздах, планетах, ракете, корабле, семье, доме). Кому расскажет о космосе, путешествии? (людям, детям, друзьям, сыну).
10. Найди 7 космических отличий
Почта
- Это почтальон, почта, почтовая машина, почтовая сумка, почтовый ящик - все это нужно почтовому работнику для работы. Почтовая машина привозит почту в почтовое отделение рядом с домом, почтовая сумка нужна почтальону для хранения почты, а почтовый ящик нужен для писем и газет.
- "Скажи наоборот". Посылка бывает разная: лёгкая - тяжелая, большая ..., длинная ..., черная ..., чистая .... и т.д.
- Что делает почтальон ? - почту перебирает, сортирует, разносит, складывает, собирает, приносит, читает, рассматривает ... и т.д.
- Чего много на почте?. Ответ: На почте много писем, газет, открыток, посылок, телеграмм, почтовых сумок, конвертов, марок, журналов, почтовых ящиков, почтовых машин, почтальонов.
- "Что нужно почтальону для работы?". Ответ: почтальону для работы нужны конверты, марки, письма, газеты ....и т.д.
- "Без чего почтальон не может работать?". Ответ: почтальону не может работать без конвертов, марок, писем, газет ....и т.д.
7. Определи первый - последний звук в слове
8. "Доскажи словечко". Взрослый начинает слово, а ребенок подбирает, продолжая. Пример: СУ - сумка, ПО - почта, почтальон и т.д.
9. Расскажи (повтори, запомни), что бывает почтовое? (почтовая сумка, почтовый ящик, почтовая машина, почтовое отделение, почтовая марка)
10. Сосчитай, сколько? ( шесть марок, четыре письма и три посылки). Назови предметы ласково. Например: марка - марочка, конверт (конвертик), посылка (посылочка)
11. Конструирование счетными палочками "Письмо"
Злаки. Откуда хлеб пришёл?
- "Откуда хлеб пришёл? Что сначала, что потом?" - расскажи с опорой на серию сюжетных картинок. Образец рассказа: Наступила весна. Пришла пора выращивать хлеб. Сначала трактористы пашут землю. Потом поле засеивают зерном. Колоски поспели, а поле стало желтым, золотым. Пришла пора убирать. Поле косит комбайн. На мельнице зерно превращают в муку. Из муки выпекают хлеб и доставляют в магазин.
- Вопросы по рассказу: Откуда хлеб пришел? (с поля, с полей). Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы). Какой специальный транспорт нужен хлеборобу? (трактор, комбайн, грузовик). Зачем нужен плуг (пахать), борона (боронить), сеялка (сеять), а косилка (косить). Кто управляет трактором? (тракторист), комбайном (комбайнер)
- Назови и запомни 7 злаков.
4. "Какое зерно?" (с.р.), если оно из пшеницы (слева направо) - пшеничное зерно ..и т д. (ячменное, ржаное, рисовое, кукурузное, овсяное, просовое зерно).
5. "Какая мука?" (ж.р.), если она из пшеницы - пшеничная мука, ячменя (ячменная мука), ржи (ржаная мука), риса (рисовая мука), кукурузы (кукурузная мука), овса (овсяная мука).
6. "Какой хлеб?" (м.р.), если он из пшеницы - пшеничный хлеб, ячменный хлеб и т.д.
7. "Кто? Где? Из чего?" на тему "Как появился хлеб?". Вопросы: Кто выпекает хлеб? (пекарь, пекари). Где выпекает? (в пекарне). Из чего выпекают хлеб? (из муки). Где пекарь берёт хлеб? (в магазине). Где можно купить хлеб? (в магазине, булочной, пекарне)
8. "Собери слова". Отгадай, "хлеб, возит" - хлебовоз, " хлеб, печка" - хлебопечка, "хлеб, выращивают" - хлеборобы
9. "4 лишний" - найди лишнюю картинку, объясни свой выбор полным предложением. Пример: лишний цветок - ромашка, потому что пшеница, рожь и кукуруза - злаки.
10. Конструирование по схеме. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши, считая хлопки.
Полевые и луговые цветы
- Перечисли изображения, назови одним словом. Что это? - полевые и луговые цветы. Запомни.
- Расскажи, в какое время года появляются такие цветы (весной). В какое время года нет цветов (зимой). В какое время года много цветов (летом). Кто живёт в цветах? (насекомые, птицы). Что собирают насекомые в цветах? (нектар, мёд)
- Расскажи, какой цветок ПОД ландышем (василёк) ..., а НАД ромашкой ... (медуница)
- Расскажи, какой цветок СПРАВА ОТ одуванчика (василек) ..., а СЛЕВА ОТ клевера ... (медуница) ... и т.д.
- Каких цветов много на полянке? (ответ полным предложением с перечислением). Ответ: На полянке много одуванчиков, маков, васильков ...и т.д.
- О каком цветке мечтает, например, стрекоза? Расскажи по порядку: стрекоза мечтает о васильке, о ромашке, о медунице ... и т.д.
- Угадай словечко. Я начну называть цветы, а ты угадай, какой цветок так начинается. Пример: ВА ...(василек), КЛЕ ...(клевер) и т.д..
- Сосчитай цветы и ответь правильно. Сколько колокольчиков?
9. "4 лишний?" - найди лишнюю картинку и объясни свой выбор:
10. Конструирование счетными палочками по схеме "Полевые цветы"
Лето и её приметы
- Зима, весна, лето осень - одним словом это ... (времена года). Сколько всего времен года? Назови время года на картинке - ...(лето). Что было до лета ...(весна), а после лета наступит ...(осень).
- Расскажи о лете с опорой на картинку, перечисляя приметы: Наступило лето. Летом солнце светит ярко, греет сильно. На улице стоит теплая жаркая погода. Деревья и трава летом зеленые. После дождя бывает радуга. Наступили каникулы, Детям весело летом: купаются, катаются на роликах, самокате, велосипеде. Обувь, одежда и головные уборы бывают только летние. Только летом бывает много насекомых, цветов, ягод, грибов. А у животных и птиц появляются детеныши.
- Запомни летние приметы (опорные слова): яркое солнце, радуга, зеленые деревья, ролики, самокат, насекомые, цветы, ягоды, грибы, детёныши, птенцы.
- Что бывает летнее? Ответ: летняя погода. Опорные слова: одежда, обувь, головной убор, настроение, дождь.
- Что бывает только летом? Ответ: только летом бывают теплые летние дожди. Опорные слова: радуга, птенцы, детеныши, яркое солнце, зеленая трава, зеленые деревья, насекомые, цветы, грибы, ягоды.
- Чего (кого) летом бывает много? Ответ: много цветов, ягод, птиц, насекомых и т.д.
- Скажи наоборот. Погода тёплая ...(холодная), дорога мокрая ... (сухая), небо темное ... (светлое), дождь громкий ...(тихий), день длинный ...(короткий), цветов мало..(много), настроение хорошее .. (плохое), ягоды крупные ...(мелкие), кислые ...(сладкие), грибы маленькие ...(большие), чистые ...(грязные), цветы высокие ...(низкие) и т.д..
- Назови ласково: солнце - солнышко (ветер, дождь, гриб, жук, трава, дерево, птенец, самокат, река, ягода, платье).
- О чём мечтают летом? Ответ: О теплой погоде. Опорные слова: жаркое сонце, весёлые каникулы, хорошее настроение, вкусная ягода, красивое платье, новый самокат, красивые цветы и т.д.
Город
- Это город. Чем отличается город от деревни? Деревня маленькая, а город, наоборот, большой. В деревне дома маленькие, а в городе ...(большие). В деревне мало машин, а в городе ...(много). В деревне мало людей (детей), а в городе..... В деревне дороги узкие, а в городе ... (широкие), короткие .... (длинные), много ....(мало) и т.д.
- "Один - много" - расскажи по образцу: дом - дома - много домов. Значит в городе не дом, а дома, не дома - а много домов и т.д.
- "Назови ласково" - расскажи по образцу: дом - домик. Слова: дом, человек, ребенок, сквер, площадка, магазин, дорога, музей, аквапарк, кинотеатр, машина, остановка, город, фонарь)
4. Кого много в городе? В городе живёт много людей разных профессий. Ответ: в городе много поваров - они готовят еду, художников - они рисуют картины и т.д.
5. "Сосчитай, сколько" - расскажи по образцу с перечислением по порядку: в городе четыре больницы, шесть школ ....и т.д.
6. О чем мечтает девочка? - расскажи по образцу: девочка мечтает о хорошей школе, новом парке и т.д.
7. Конструирование по схеме
8. Раздели слова на слоги, хлопая в ладоши, считая хлопки: фо-нарь. В слове фонарь два слога (фонарь, дом, девочка, песочница, грибок)
9. Определи первый-последний звук в словах (фонарь, дом, девочка, песочница, грибок)
10. Найди слово, в котором есть звук [Ф] (Фонарь), звук [Ц] (песочниЦа), звук [М] (доМ), звук [В] (деВочка).
Мой город - Железногорск
- Запомни наш адрес: страна Россия, Курская область, город Железногорск
- Что есть в городе, расскажи: Железногорск - это наш город. В городе есть .... Чем известен наш город? ( добыча руды, город горняков)
- Что городское? Расскажи так же: улица - городская улица, парк - .... (детский сад, школа, библиотека, бассейн, музей, сквер,больница, памятник, кинотеатр, собор).
- Подбери нужное слово о котором можно сказать: городской - ....., городская ...., городские - ...., городское - ....
- Расскажи так же: город - города - много городов. Слова: улица, завод, парк, библиотека, школа, бассейн, музей, автовокзал, геолог.
6. Назови ласково. Пример: город - городок. Слова: завод, собор, фонарь, озеро, сквер, карьер, музей, стадион, лодка.
7. Расскажи так же: город - города - много городов. Слова: улица, завод, парк, библиотека, школа, бассейн, музей, автовокзал, геолог.
8. Подбери 3 слова. Посмотри на картинки и подбери к ним 3 слова, отвечая на вопрос. Например: Улица Ленина какая? - длинная, широкая, старая и т.д.
Какой наш город? - уютный, чистый, .....
9. "Скажи наоборот". Какие в городе бывают дома? Дома бывают одноэтажные (многоэтажные), старые (новые), высокие (низкие), большие (маленькие), белые (черные), теплые (холодные)
10. "Разные по материалу". В городе строят дома из разных материалов. Какой дом, если он из дерева ...(деревянный дом), камня (каменный), глины (глиняный), кирпича (кирпичный)
Запомни свой адрес, улицу. Назови адрес, по которому ты живёшь? Почему нужно знать свой адрес? Кому можно говорить свой адрес, а кому нельзя? Как называется твоя улица? Что расположено на этой улице?